Словосочетания «закатул-фитр» и «садакатул-фитр» — это разные названия одного обязательного вида заката, который выплачивается в месяц Рамадан сразу по его окончании.
«Закатул-фитр» — налог разговения, выплачиваемый от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Идул-фитр, Ураза-байрам) /1/, а точнее — до праздничной молитвы /2/. Он является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста. Выплачивается в первую очередь в пользу бедных и неимущих мусульман, используется и в иной благотворительной деятельности /3/.
Данная разновидность заката стала обязательной на втором году хиджры.
Ибн Умар передал: «Посланник Всевышнего сделал обязательным «закатул-фитр». Данный налог-милостыня равен 1 саъ фиников или 1 саъ ячменя. Это обязательно абсолютно для всех. Как для мужчины, так и для женщины; как для ребенка, так и для взрослого из числа мусульман. [От имени детей выплачивается их родителями /4/.] Пророк саллаллаху алайхи васаллам приказал нам выплачивать его до праздничной молитвы» /5/.
«Саъ», упоминаемый в хадисе, — это мера сыпучих тел, равная 3261,5 г, по мнению ученых ханафитского мазхаба, и — 2172 г, по утверждению остальных мусульманских ученых /6/. Расхождение в данном вопросе появилось в результате того, что в разных местностях использовались различающиеся по объему посудины, посредством которых происходила продажа сыпучих масс /7/.
Суть и смысл «закатул-фитр» изложены в следующем хадисе, переданном Ибн Аббасом: «Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам сделал обязательной выплату «закатул-фитр» для очищения постящегося от лишних слов, сказанных им, и грубостей, а также в качестве источника питания для неимущих [поддержкой, помощью для них]. Если человек выполнит эту обязанность [успеет передать, выплатить эту милостыню] до праздничной молитвы, то это — принятый от него закят [одна из разновидностей обязательной милостыни, которая, по воле Всевышнего, будет принята Им], если же выполнит эту обязанность после молитвы, то это — милостыня из числа милостыней» /8/.
Кто платит и кто получает
Кто платит. По причине отсутствия четкого повествования об этом в текстах хадисов, исламские богословы оговорили два мнения.
Первое. Тот, кто имеет пропитание и все жизненно необходимое для себя и своей семьи на праздничный день, и при этом у него остается возможность выплатить (или передать продуктами) «закатул-фитр», то он обязан это сделать. Так считало большинство ученых.
Второе. Человек должен быть из числа тех, кто выплачивает ежегодный обязательный закат, представляющий один из пяти столпов религиозной практики. Если верующий является таковым, то он выплачивает и данную милостыню от себя и всех, кто находится под его материальным обеспечением. Так считали богословы-ханафиты, проводя аналогию между «закатул-фитр» и ежегодным обязательным закятом.
Кто получает. Исламские ученые единодушны в том, что «закатул-фитр» выплачивается по тем же восьми направлениям, по которым выплачивается и ежегодный закат /9/. Но «закатул-фитр» не может передаваться людям, далеким от понятий веры /10/.
Сроки выплат
Начинается время возможной выплаты «закатул-фитр» с началом месяца Рамадан. Так считала значительная часть исламских богословов, среди которых ученые шафиитского и ханафитского мазхабов.
Более целесообразным будет выплата (или передача продуктами) за день или два до праздника завершения поста (Идул-фитр).
Самым правильным будет выплата «закатул-фитр» в промежутке между заходом солнца в последний день поста и до утра, до начала праздничной молитвы.
Если верующий не успел сделать это до праздничной молитвы, то обязательность все равно сохраняется. Очень желательно, чтобы данная обязанность была восполнена в первый же праздничный день. По мнению всех ученых, оставлять это на более позднее время греховно /11/.
Денежный эквивалент одного саъ «закатул-фитр»
Здесь полезно будет процитировать слова современного богослова Юсуфа Кардави: «Данная форма заката (закатул-фитр) имеет определенный размер, установленный Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) — один саъ. И мне кажется, что мудрость этого состоит в следующем.
(1) В те времена деньги были редкостью [присутствовало в основном товарное обращение. — Ш. А.]. Особенно у тех, кто жил в пустыне, вдали от городов. И наиболее распространенной формой оплаты было то, что они выращивали: финики, ячмень и т. д.
(2) Стоимость и ценность определенных денежных единиц, валют часто меняется, а порой они вообще выходят из обихода. Поэтому, когда в месяц Рамадан объявляют о том, каков размер «закатул-фитр» в этом году в денежных единицах того или иного арабского государства, нет ничего удивительного в том, что эта цифра может отличаться от прошлогодней.
Как раз через меру сыпучих тел «саъ» (переводя ее в известные единицы веса) можно получить то количество продуктов или денежных средств, которых будет вполне достаточно для того, чтобы накормить одну семью.
Исламские ученые говорили, что форма выплаты «закатул-фитр» не ограничивается продуктами, упомянутыми в хадисах (финики, ячмень, пшеница или изюм), а определяется теми продуктами, что наиболее распространены в данной местности. Ученые ханафитского мазхаба также говорили о возможности выплаты «закатул-фитр» в денежном эквиваленте.
Если человек, выплачивающий такую форму обязательной милостыни, является достаточно имущим, то лучше дать больше, чем один «саъ» /12/.
Во многих странах, в том числе и арабских, где в религиозной практике преобладает мазхаб имама аш-Шафии, на государственном или местном уровне определяется размер «закатул-фитр» в денежных единицах, об эквиваленте которого заблаговременно объявляется людям через мечети и СМИ.
Верующие в последующем относят «закатул-фитр» в мечети или самостоятельно доводят до нуждающихся. Также существует практика, когда денежный эквивалент передается в специальные министерства и ведомства, реализующие эти средства на нужды и чаяния бедных и сирот в той форме, которая для них наиболее полезна и необходима.
Примечания: