Проблеме соблюдения поста в длинные световые дни уделялось не так уж и мало внимания, и мнения некоторых ученых были опубликованы, в том числе и на русском языке.
Сопоставим эти рассуждения между собой и попытаемся сгруппировать их по пунктам:
1) Согласно наиболее простому заключению части богословов, сколь бы длинным ни был световой день, мусульмане должны строго придерживаться графика рассвета и захода солнца, соблюдая пост в течение всего этого времени (речь не идет о таких периодах времени и регионах, где отсутствует понятие захода и восхода).
2) Другое мнение предполагает возможную замену дней для поста в другие месяцы, в которых дни не будут такими долгими. Такое решение выносится по аналогии с болезнью или путешествием, когда разрешается отложить соблюдение поста на другие дни
"Считанные дни. Кто же был из вас болен или в пути, то отсчет других дней".
(Сура "Бакара", аят 184).
3) Существует и еще одна фатва (оглашенная, в частности, муфтием Египта), согласно которой если в регионе световой день длится более 18 часов, то ориентироваться можно по Мекке. В рамках этого же мнения часть ученых считает, что в этом случае ориентироваться следует по ближайшей мусульманской стране, где время поста не превышает указанную разницу времени.
Не ставя под сомнение авторитет богословов, придерживающихся точки зрения под № 1, нельзя не заметить, что это мнение не совсем выверенное и отработанное. В свое время ученые для осуществления того или иного решения проблемы сначала сами пытались «окунуться» в нее. Исходя из этого, более правильным было бы сначала попробовать держать пост в России в течение целого летнего месяца, выполняя при этом свои повседневные обязанности. Особенно хочется посоветовать это тем молодым мусульманам, которые критикуют не соблюдающих пост работяг, трудящихся на стройках или в других подобных местах. Смогли бы они сами выдержать то, к чему они обязывают других, грозя еще при этом адским наказанием? Смогли бы они бросить свои рабочие места (как это они часто советуют), если бы оказались в такой же ситуации, как вынужденные приехать на заработки издалека и подчас не имеющие возможности найти нормальную, хорошо оплачиваемую работу среднеазиатские мусульмане? Все это говорится не для того, чтобы оправдать чьи-то прегрешения или небрежение, — но существуют пределы, через которые далеко не все могут проникнуть. Тем более что «...желает Аллах вам облегчения и не желает вам затруднения...» (аят 185).
Какие же выводы можно сделать из вышесказанного? Все три варианта решения имеют под собой религиозно-правовую основу, и каждый имеет право следовать за всеми тремя мнениями, поскольку в данном случае между учеными существует разногласие. Ни в коем случае не претендуя на истину в последней инстанции, следует отметить, что второй и третий варианты для части российских мусульман (особенно для женщин, пожилых людей и трудящихся на тяжелых работах) подходят более, чем вариант первый, поскольку они отражают реалии современной российской, достаточно суровой действительности. Но, как уже подчеркивалось, каждый имеет право выбрать тот вариант, которому он больше доверяет, при этом не навязывая его другим. Очевидно, что возможности и силы разных людей не одинаковы и, к примеру, 50‑летняя женщина явным образом отличается от 20‑летнего богатыря. Она, может, и смогла бы держать пост, но 2–3 дня, максимум неделю, а длительный период ей не под силу. Так что же ей делать?
Поэтому одной из моделей соблюдения поста в период долгих дней может быть следующая: намереваясь держать пост в месяц Рамадан, приступить к его соблюдению в течение стольких дней, сколько выдерживает наш организм, но без нанесения ему ущерба. Как только усталость начинает влиять на здоровье или на производительность труда, возможно, следует сделать перерыв, чтобы через какое-то время вновь начать соблюдать пост. Чередуя таким образом дни, мы можем относительно спокойно провести весь Рамадан, восполнив пропущенные дни впоследствии.
Эта модель не предназначена для тех, кто подходит под категорию болеющих, поскольку для таких людей необходимо руководствоваться вышеприведенным аятом (то есть восполнять пропущенные дни впоследствии). Также это не относится и к тем, относительно которых в том же аяте сказано: «И на тех, которые затрудняются (соблюдать) его – выкуп, накормление бедняка».
Представляется уместным привести цитату из сборника фетв ученых-богословов Совета Исламской академии фикха при ОИК:
"Если врач, будучи специалистом, вынес заключение, что соблюдение поста наносит вред организму, то человек имеет право воздержаться от поста. Если больной все же решил соблюдать пост, то он совершает, согласно Исламу, макрух — "порицаемый поступок", так как наносит тем самым себе вред и пренебрегает облегчением и разрешением, данными ему Господом, даже если он вроде не испытывает вреда от поста. Если же вред от соблюдения поста реально состоялся, но человек продолжает поститься, то он уже совершает харам — «запретный, греховный поступок», поскольку Всевышний Аллах запретил самобичевание: «И не убивайте себя. Поистине, Аллах к вам Милосерден!» (Сура "Ниса", аят 29).
В качестве заключения хотелось бы пожелать всем того блага, которое дарует Всевышний в этот священный месяц, провести благородный месяц Рамадан так, чтобы Господь остался нами доволен и даже в случае неполного соблюдения поста увеличить количество благих дел, намазов и восхвалений Всевышнего. Дай Аллах, чтобы мы ощущали от благословенного Рамадана радость, а не уныние и желали, чтобы он продолжался как можно дольше.
«Господи наш! Не упрекай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господи наш! И не нагружай на нас тяжесть, как Ты нагрузил её на тех, которые были до нас. Господи наш! И не нагружай на нас то, на что нет силы у нас. Извини же нас, и прости нам, и помилуй нас! Ты – Властелин наш» (Сура "Бакара", аят 286).
Марат ХАЙРЕТДИНОВ, руководитель Отдела аналитики и информации ДУМЕР