Приступаем к изучению условий совершения тавафа Каъбы.
Передается от Аиши радияллаху анха:
«Я прибыла в Мекку. У меня шли месячные и я не совершила ни таваф Байта, ни (саъй) между Сафой и Марвой. Я пожаловалась об этом Пророку саллалаху алайхи васаллам. (Он саллалаху алайхи васаллам) сказал: «Поступай, как поступает хаджи (паломник), только не совершай таваф Байта, пока не очистишься».
Передали четверо.
Пояснение: Значит, женщине, у которой случились месячные, нельзя совершить таваф Байтуллаха, пока она не очистится. Одним из условий тавафа является полная чистота человека, совершающего таваф.
* * *
Передаётся от Абу Хурайры радияллаху анху:
Абу Бакр послал меня в хадже, в котором Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам назначил его руководителем, перед прощальным хаджем, в день жертвоприношения среди группы людей, чтобы объявить людям, что не совершит хадж после этого года мушрик, и не совершит таваф Байта нагишом.
Передали два шейха и Тирмизи.
Пояснение: Посланник Аллаха саллалаху алайхи васаллам назначил Абу Бакра Сыддика радияллаху анху руководителем хаджа в год, предыдущий прощальному хаджу. До того года мушрики совершали хадж вместе с мусульманами. В этом году, после того как паломники во главе с Абу Бакром Сыддиком радияллаху анху отправились в Мекку, Всевышний Аллах ниспослал следующий аят:
«О вы, которые уверовали! Поистине, многобожники ничто иное, как скверна. Пусть же не приближаются к Заповедной мечети после этого их года! А если вы побоялись бедности, то вскоре обогатит вас Аллах от Своего благоволения, если пожелает. Поистине, Аллах - Всезнающий, Премудрый!»
(Сура «Тавба», аят 28)
Мушрики с их порочными догмами считаются духовной скверной. Согласно положениям этого аята, они впредь не могут приближаться к Заповедной мечети. Фраза в аяте «этого их года» означает девятый год хиджры. В этом году руководителем хаджа был назначен почтенный Абу Бакр Сыддик радияллаху анху. Почтенный Али, Абу Хурайра и другие сподвижники радияллаху анхум зачитывали этот аят всем паломникам и разъясняли его положения. С этого момента был запрещен приезд мушриков к Заповедной мечети.
«О вы, которые уверовали! Поистине, многобожники ничто иное, как скверна. Пусть же не приближаются к Заповедной мечети после этого их года!».
Для этого были установлены границы харама – заповедной территории. Людям, не исповедующим Ислам, не разрешается переходить границы в окрестностях Благодатной Мекки. В аяте дается ответ и вопросам, которые могут возникнуть после объявления этого повеления:
«А если вы побоялись бедности, то вскоре обогатит вас Аллах от Своего благоволения, если пожелает».
Известно, что жители Мекки жили в основном за счет средств, поступавших от паломников Заповедной мечети. Они получали доход от услуг, представляемых паломникам, а также от торговли. Если мушрики перестанут приезжать, доходы мекканцев могли бы резко уменьшиться. Однако Всевышний Аллах, успокаивая жителей Мекки, сообщает, что своим фазлом – благоволением обогатит их с другой стороны.
«Поистине, Аллах - Всезнающий, Премудрый!».
Каждое Его веление исполнено бесконечной мудростью, Его необъятным знанием.
К тому времени люди совершали обход Величественной Каабы в голом виде. Таков был обычай джахилии. Людям не разрешалось совершать таваф в собственной одежде. Они должны были брать на время одежду у курайшитов либо совершать таваф нагишом. В литературе времен невежества сохранилось двустишие со слов женщины, совершившей это:
Сегодня видно все или немногое.
Увиденное в нем нельзя признать дозволенным.
Наряду со многими невежественными обычаями, Ислам объявил несостоятельным и этот мерзкий обычай, установил для каждого человека, совершающего таваф байтуллаха, прикрывать аврат. Но главным условием тавафа Байтуллаха является мусульманство паломника.
* * *
Передается от Ибн Аббаса радияллаху анху:
«Пророк саллалаху алайхи васаллам сказал:
«Таваф вокруг Байта подобен намазу, разве что вы разговариваете в нем. Кто же разговаривает при этом, путь говорит только добро».
Передали Тирмизи и Хаким.
Пояснение: Поскольку таваф является таким же поклонением, как и намаз, омовение и прикрытие аврата, являющиеся обязательными для намаза, также являются обязательными и для тавафа.
Различием этих двух основных поклонений Ислама является лишь то, что во время тавафа можно разговаривать. Но при этом следует говорить только благие слова.