Ислам в качестве одного из своих постулатов наставляет людей вере в ангелов. Это – одна из основ духовной жизни, которая способна вести нас к добру.
Как гласит Куръан, человек создан из глины, а джинны – из огня. В отношении же ангелов наш пророк в своих хадисах говорит, что они «созданы из света». Из этого вытекает, что они – существа, во-первых, небесно чистые – неуловимые для наших прикосновений, невидимые для наших глаз и мгновенно перемещающиеся в любую точку пространства, на любые расстояния. Несмотря на то, что мы их не можем заметить, наше сознание не отвергает их существование. Современная наука показала, что зрение человека способно улавливать лишь те объекты, которые движутся медленнее скорости света. А вещей, перемещающихся с такой скоростью (186 тысяч миль в секунду), человек не замечает вовсе даже при помощи любых приборов.
Поскольку ангелы созданы из света и движутся соответствующим образом, естественна их недоступность нашему взору. Потому и является неразумным отвергать все то, чего мы не в состоянии видеть. К тому же сами ученые далеки от утверждения о том, что на сегодняшний день человеком познано все. Чуть не ежедневно мы становимся свидетелями новых открытий доселе неизвестных нам сторон вселенной и имеющихся в ней объектов. Так справедливо ли будет утверждение, будто эти объекты или их разные свойства прежде не существовали, а появились только после того, как мы их для себя открыли?
Деяния ангелов
Во-первых, несмотря на свои чудодейственные возможности, в отличие от людей, ангелы не могут действовать по своей воле, они во всем соблюдают покорность Творцу, являются его верными слугами.
«И Аллаху поклоняется ниц то, что в небесах, и то, что на земле из животных, и ангелы, и они не превозносятся. Боятся своего Господа над ними и делают то, чему повелеваются» (Сура «Нахл», аяты 49-50).
Самое важное из того, к чему призваны Создателем его небесные слуги – это доведение вахий Аллаха до пророков. Одного из верховных ангелов, передававшего аяты Куръана Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам, зовут Джибриилом. Куръан его называет еще: Рухул-Амийн – (Надежный дух) и Рухул-Кудус – (Священный Дух). В обязанности ангелов входит также поддержка пророков, оказание им помощи в делах веры. В Куръане поведано, как Аллах поддержал пророка Ийсу, прислав к нему Рух-улКудуса. Ангелы оказывают поддержку и благочестивым, правоверным мусульманам, вдохновляют их на верную дорогу. Есть у них еще множество добрых обязанностей, связующих Небо с Землей и Землю с Небом, то есть, Бога с человеком и человека с Богом.
Как указано в Куръане, Аллах прикрепил к человеку несколько ангелов, которые записывают его деяния. Ангел за правым плечом отмечает добрые дела, а ангел за левым плечом – все дурное. Человек, который глубоко верит этому, старается никогда не тянуться к недоброму.
В суре «Каф» Аллах говорит:
«Вот встречают два встречающих – справа и слева, сидящие. Не произнесет ни слова без того, как перед ним – надсмотрщик крепкий» (аяты 17-18).
Значит, с двух сторон человека существуют два ангела, которые встречают (записывают) каждое его действие и слово. В аяте они называются «два встречающих».
«Вот встречают два встречающих – справа и слева, сидящие».
Эти ангелы уполномочены записывать каждое произошедшее событие.
«Не произнесет ни слова без того, как перед ним – надсмотрщик крепкий».
Имена двух ангелов по-арабски звучат как «Ракийб» и «Атийд». Ни одна буква, произнесенная человеком, не останется незамеченной ими. Они всегда готовы, сразу записывают все.
Стоит подчеркнуть, что для учета деяний Своих рабов Аллах не нуждается в работе этих ангелов. Он Сам Своим всеобъемлющим знанием охватывает весь мир, как было сказано в предыдущих аятах, Он знает даже мысли человека. Смысл записи всех деяний ангелами в том, что в Судный день деяния человека будут показаны ему в качестве доказательства в Книге деяний, в которой будут зафиксированы все записи этих ангелов. Вера в постоянное наблюдение и ведение учета всех деяний оберегает человека от грехов, толкает его совершать больше добра, остерегаясь зла.
Существуют множество преданий об этом. Ознакомимся с некоторыми из них для более полного понимания вышесказанного.
Али ибн Абу Талха передает от Абдуллаха ибн Аббаса радияллаху анху, который говорил об аяте «Не произнесет ни одного слова, кроме как при нем будут Ракийб и Атийд»: «Каждое доброе или злое слово будет записываться. Даже такие слова, как ел, пил, ушел, пришел, увидел и т.д. В четверг его деяния и слова преподносятся. Оставляют добрые и злые деяния и слова, остальные отбрасываются».
Имам Хасан Басри, читая аят «справа и слева, сидящие», говорил:
«О, сын Адама, твоя страница открыта, два почтенных ангела даны тебе, один справа записывает твои благие деяния, второй слева записывает твои злые деяния. Делай, что хочешь, много ли, мало ли. Когда умрешь, твоя страница будет закрыта и в гробу ее повесят на твою шею. В Судный день ты поднимешься из могилы в таком виде».
Имам Ахмад ибн Ханбал стонал, лежа при смерти. Услышав от Тавуса рахматуллахи алайхи хадис о том, что «ангел записывает все, даже стоны», он сразу прекратил стонать и до самой смерти не издал ни звука.
.