Кто такие пророки? Для того, чтобы стать просвещенным в истории Ислама, в его сущности и задачах, человек должен найти ясный ответ на данный вопрос.
Вера в пророков – одна из основ исламской веры. У каждого правоверного должно быть убеждение в том, что Аллах прислал к людям из их же среды посланников. Образно говоря, если ангелы – посредники между Небом и Землей, то пророки – между Землей и Небом. Это пророки доводили до верующих все повеления Творца и указания о том, что позволительно, а что нет. Все пророки предсказывали блаженную жизнь в этом и ином мирах тем, кто следовал по пути, указанному Аллахом. А те, кто вопреки велениям Всевышнего оказывались в плену своих ненасытных дурных страстей, получали от пророков предостережения о скорых бедах на этом свете и о еще более суровом наказании на том.
Куръан призывает мусульман твердо верить во всех пророков. И тот, кто не верит хотя бы в некоторых из них, не считается мусульманином. Это способствует тому, что все народы будут жить в дружбе и братстве, потому что вера во всех пророков облегчает взаимопонимание людей, предупреждает возможные разногласия. Как известно, призыв к почитанию пророков всех религий – особенность именно Ислама. Люди, исповедующие другие религии, только в Куръане найдут уважение к своим пророкам. Аллах посылал всех пророков с целью освобождения людей от рабства желаний и страстей, отвращения их от греха, призыва к обретению добрых нравов. Значит, прежде всего сами пророки должны обладать этими лучшими качествами, являя собой пример истинной веры, мудрости, достойного жизненного поведения. На сей счет в Священном Куръане сказано:
«И сделали Мы их имамами, кто наставляет на праведный путь по Нашему повелению, и ниспослали Мы им вахий совершать добрые дела, безупречно совершать намаз и давать закáт, и были Нам поклоняющимися» (Сура «Анбийа», аят 73).
Итак, пророки – люди совершенные в вере, и они никогда не предают дело, которому служат, но у каждого из них есть еще какие-то свои особенности. Например, Ибрахим алайхиссалам отличался своей правдивостью («сиддик»), а Мусо алайхиссалам– преданностью («мухлис»); Исмаил алайхиссалам – верностью своему слову и т.д. По воле Аллаха каждому народу был послан пророк из его рода, который наставлял всех на праведный путь. В Куръане упоминаются имена 25 пророков, но утверждается, что пророков было гораздо больше.
Если предыдущие пророки были посланниками Аллаха только среди своих сородичей, то Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам является пророком для всех. Аллах дает указание Пророку Мухаммаду возвестить об этой истине:
«И не послали Мы тебя, кроме как ко всем людям благовещателем и предостерегающим» (Сура «Сабаъ», аят 28).
Но многие люди не знают этого. Аллах велит Своему Пророку Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам объявить эту истину всем:
«Скажи: «О люди! Поистине, я – посланник Аллаха к вам всем, Того, Которому (принадлежит) власть небес и земли. Нет божества, кроме Него, живит и мертвит» (Сура «Аъраф», аят 158).
Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам – последний пророк. В этом качестве он завершает миссию своих предшественников и, как сказано в Куръане:
«Не был Мухаммад отцом ни одного из ваших мужчин, но – посланник Аллаха и печать пророков...» (Сура «Ахзаб», аят 40).
До него в течение долгого времени один за другим прошли многие пророки, и в их книгах содержались вести о появлении очередных посланников Аллаха. Однако в Куръане этого нет, чем вновь подтверждается подлинная святость этой книги, и то, что Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам несомненно является последним из пророков. И вот уже 15 веков не появляется и не появится другой пророк, хотя представители других религий до сих пор ждут обещанного в их священных книгах явления такого пророка. Не настала ли пора признать, наконец, что Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам именно тот ожидаемый посланник?
.