Сегодня мы представляем вниманию наших дорогих посетителей предисловие к 19-тому серии
«Хадисы и Жизнь» досточтимого шейха Мухаммада Садыка Мухаммада Юсуфа под названием
«Пророк, явившийся мирам милостью», который выйдет из печати в ближайшие дни.
Это одно из лучших произведений, вошедших в серию «Хадисы и Жизнь», который является
подробнейшим жизнеописанием Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам – последнего
Пророка Всевышнего Аллаха, пророчество которого явилось истинной милостью всем мирам.
Оригинал книги «Пророк, явившийся мирам милостью» сразу после печати стал настоящим
бестселлером среди миллионов наших соотечественников. Надеемся, что и русский перевод
этой прекрасной книги станет любимой книгой широкого круга читателей.
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
Да будет безгранично восславлен Всевышний Аллах, сделавший нас уммой Своего
последнего Пророка Мухаммада алайхиссалам (мир ему) и сказавший:
«Действительно, был для вас в Посланнике Аллаха прекрасный пример – для тех,
кто надеялся на Аллаха и на Последний День и поминал Аллаха много»
(Сура «Ахзаб», аят 21).
Да будут самые совершенные и прекрасные благословения и приветствия нашему любимому
Пророку и заступнику – Мухаммаду Мустафа саллаллаху алайхи васаллам (да благословит
его Аллах и приветствует), каждое мгновение жизни которого является для нас источником
величайшего примера.
Да будет доволен Всевышний Аллах почтенными сподвижниками (сахабии), досконально
изучившими и чрезвычайно точно передавшими последующим поколениям каждый
миг жизни нашего Пророка, наполненной величием и примерами для подражания.
Да пребудет милость Всевышнего Аллаха над улемами науки сийра (истории жизни
Пророка), оставившими готовые книги о жизненном пути Пророка саллаллаху алайхи
васаллам, днями и ночами кропотливо собиравшими воедино все сведения о его
благословенной жизни.
Нет ни малейшего сомнения в том, что благословенная жизнь самого лучшего человека
из всех творений Всевышнего Аллаха, самого последнего и совершенного из Пророков –
Мухаммада алайхиссалам служит примером для всего человечества. Точно так же, нет ни
малейшего сомнения и в том, что каждый миг этой жизни, окруженной благоволением
Всевышнего Аллаха, был досконально и внимательно изучен.
Да, чем больше с почтением изучается эта великая жизнь, тем лучше.
Ибо это – жизнь, удостоенная особой милости Всевышнего Аллаха начиная с того
момента, когда она была в плоти Адама алайхиссалам вплоть до последнего мгновения!
Ибо это благословенная жизнь самого лучшего раба Аллаха, самого последнего и самого
любимого Им Пророка.
Ибо это – жизнь, двадцать три года которой послужили причиной непосредственной
связи всех миров с Господом миров.
Ибо это была жизнь человека, движимого божественным руководством который
полноценно прожил ее на земле, являясь «живым» Куръаном.
Ибо это – жизнь, которая служила для всех прекрасным примером и стала
источником вдохновения для правоверных мусульман.
Ибо это – жизнь, которая ведет к раю каждого, кто внимательно изучит ее, берет с нее
пример и следует ей.
Ибо это – жизнь, вознесенная в небесный мир, каждое мгновение которой направлялось
Всевышним Аллахом посредством вахий, которой завидовали даже ангелы.
В то же время это была жизнь, не оторванная от реальности земной жизни, не выходившая
за рамки простой человеческой природы, это была жизнь скромного человека, родившегося и
выросшего в семье обычных людей. Наряду с этим это была жизнь человека, воплотившего
в себе все самые лучшие достоинства и свободного от всех негативных качеств.
Ибо это – жизнь, сполна восхваленная Самим Всевышним Аллахом.
Ибо это – жизнь, любовь к которой зажигала сердца влюбленных в нее, скрупулезно
ее изучавших и во всем равнявшихся на нее.
Ибо это – жизнь, огорчившая ее врагов, тщетно пытавшихся найти в ней недостатки,
которые опозорились, распространяя о ней клевету, и в конце концов признали ее величие.
Великие сподвижники, которым посчастливилось стать современниками этой благословенной
жизни, показали ярчайший пример и стали образцом в изучении и следовании этой жизни,
для описания которой бессильны слова. Они с невиданным усердием досконально и
внимательно изучили каждое мгновение жизни Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Почтенные
сподвижники уделяли внимание каждому слову, произнесенному благословенными устами
Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, каждому его действию и даже молчанию.
Все достоверные сведения о каждом мгновении жизни Пророка саллаллаху алайхи васаллам
почтенные сподвижники бережно передали табиъинам (следующему поколению мусульман),
а те, в свою очередь, с такой же ответственностью передали их следующему поколению – табаъ
табиъинам.
Так постепенно закладывались основы отдельной науки, изучающей жизнь Пророка саллаллаху
алайхи васаллам, появились выдающиеся улемы, посвятившие свою жизнь этому
богоугодному делу. Наука, занимающаяся изучением жизни Пророка саллаллаху алайхи васаллам,
получила название «Ас-сийра ан-Набавия», а ученые, специализировавшиеся в этой области –
«ученые сийры».
Слово «сийра» в переводе с арабского языка означает биографию. Поэтому под термином
«сийра» мы понимаем биографию Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
Затрагивая данную тему, следует отметить, что сийра нашего Пророка саллаллаху алайхи
васаллам является самой правдивой, совершенной и достоверной среди жизнеописаний всех
остальных пророков. Жизнь ни одного пророка в истории человечества не была так освещена
в божественной книге, как жизнь нашего Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Ни об одном
другом пророке не было передано таких непрерывных преданий о его жизни, как предания
сподвижников Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. В биографиях других пророков
имеется очень много невыясненных, обрывочных сведений.
Благодаря милости и помощи Всевышнего Аллаха, мусульманская умма с особой
скрупулезностью, с неимоверной точностью и почтением изучала каждое мгновение жизни
своего Пророка саллаллаху алайхи васаллам и передавала эти знания из поколения в поколение.
Наши улемы-мухаддисы (ученые в области хадисов), изучив эти предания в соответствии
со строгими научными методами (на научной основе), записали их в книгах.
* * *
Ученые сийры в своей научной деятельности использовали методы мухаддисов. Сведения,
касающиеся биографии Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, они собирали, опираясь
на тех, кто передавал их от сподвижников, которые видели или слышали все это. В первых
книгах о сийре также приводились и санады (цепь лиц, передавших сведения) каждого предания.
К книгам о сийре составлялись отдельные книги комментариев.
Впоследствии, когда истинность (достоверность) и статус (хал) преданий стали общеизвестны
и общеприняты, для облегчения чтения уже не приводилась вся цепочка рави (тех, кто передал
предание). Из этой цепочки упоминался только сам сподвижник.
Со временем, с учетом того, что некоторые очень занятые люди не имели возможности
читать и изучать книги с пространными описаниями, стали появляться сокращенные (мухтасар)
сийры, получившие название «мавлид». В большинстве случаев мавлиды писались в поэтическом
жанре. Главной целью было всеми способами довести до мусульман сведения о жизни их любимого
Пророка Мухаммада Мустафа саллаллаху алайхи васаллам.
В каждом веке, в каждом крае мусульман были свои «сийроведы», свои книги о биографии
Пророка саллаллаху алайхи васаллам. И сегодня создаются новые труды о жизни Пророка
саллаллаху алайхи васаллам. Неоднократно проводились даже конкурсы на лучшие книги о сийре.
Одним из событий, которые можно с радостью отметить, является то, что наши современники
положили начало новому направлению в науке о сийре, называемому «Фикхус сийра». В таких
книгах дается глубокий анализ сведений, относящихся к сийре, и уделяется особое внимание
вытекающим из них положениям и изречениям, преисполненных мудрости.
Наряду с научными изысканиями, искренне и добросовествно осуществляемыми мусульманами
в области сийры, существуют и нечистые, злонамеренные устремления врагов Ислама.
Всем известно, что при жизни Пророка саллаллаху алайхи васаллам мушрики, кафиры и
мунафики (многобожники, неверные и лицемеры) стремились найти недостатки в его словах,
деяниях и личности. Также общеизвестно, что они распространяли о нем клевету и сплетни, но
в результате опозорились сами.
Неоспоримой истиной является и то, что и в последующем, со стороны различных группировок,
лиц и организаций в мерзких, корыстных целях организовывались всевозможные акции для
искажения биографии Пророка саллаллаху алайхи васаллам, каждая из которых закончилась
провалом.
Сам за себя говорит тот факт, что среди врагов Ислама были и те, кто, изучая сийру Пророка
саллаллаху алайхи васаллам, пришли к Исламу, правдиво осветили его историю и, в конце
концов, заявили о том, что Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам был человеком, который
принес человечеству самую большую пользу.
Но, бросив взгляд на историю науки нашего родного края – Маварауннахра, являющегося
кладезем исламских наук, почему-то не обнаруживаешь сколько-нибудь значимых трудов в
области сийры.
Знаменитый труд имама Тирмизи рахматуллахи алайхи под названием «Шамаили Набавия»
посвящен лишь одному разделу сийры. Хотя в книгах «Равдатус Сафа» и «Хабибус сийар»
историков Мирхонда и Хондамира присутствуют сведения, относящиеся к сийре,
они все же считаются общеисторическими книгами. Наряду с этим, волею обстоятельств,
люди не могут пользоваться этими книгами.
Два слова о моем отношении к науке о сийре. Как и в других науках, первые уроки по
сийре я получил от своего почтенного отца. Он учил меня по книге «Нурул якийн». По этой
же книге я получал уроки в медресе «Мир Араб» в благословенной Бухаре.
Период учебы в зарубежном университете стали годами непосредственного и полноценного
изучения и исследований в области науки сийра. Мне довелось прочитать много книг о сийре,
в частности, «ас-Сийра ан-Набавия» Ибн Хишама, «Фикхус сийра» шейха Мухаммада Газзали
и доктора Мухаммада Саъийда Рамадана Бути, «Задул маъад» Ибн Каййума ал-Джавзи,
«Шифа» Кази Ийаза, комментарий муллы Али Кари к «Шамаилу» Тирмизи и многие другие.
Несмотря на то, что темы, поднятые в этих книгах, и даже названия глав были одинаковыми,
при прочтении каждой книги я узнавал что-то новое, они порождали новые мысли и выводы.
Однако все, что было прочитано, оказалось всего лишь несколькими каплями в безбрежном
океане сийры Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
В последующем я также старался получить пользу от каждой прочитанной статьи или книги
на данную тему. Исходя из того огромного значения, которое улемы придавали науке «ас-Сийра
ан-Набавия», а также под влиянием их наставлений о необходимости ее повсеместного доведения
до мусульман, я давно жил с мыслью о том, что и у нас должна быть отдельная книга, посвященная
данной теме.
При каждой встрече с выдающимся ученым нашего времени Абулхасаном ан-Надави
рахматуллахи алайхи вышеуказанная мысль занимала меня снова и снова. Этот человек, видный
ученый, признанный авторитет в данной сфере, получил международную премию за свою книгу
«Ас-Сийра ан-Набавия». В одной из наших бесед учитель сказал: «Все мои книги – твои,
хочешь – переводи, хочешь – издавай их». Когда я представил ему переведенный и изданный
моими учениками его труд «Сийрати хотимин набиййин», великий Абулхасан ан-Надави рахматуллахи
алайхи встал с места и спросил: «Это моя книга? На языке соотечественников имама Бухари?»
и, взяв у своего преданного ученика Аббаса Надави карандаш, записал в книгу необходимые сведения.
В тот момент я проникся еще большим желанием написать книгу о сийре.
Находясь в Хараме шарифе (Заповедные окрестности Мекки), я посещал места, где жил
Пророк саллаллаху алайхи васаллам, ходил по улицам, по которым он ходил, и думал о том,
как буду описывать эти места, когда начну писать книгу.
Каждый раз, проходя возле места, называемого «мавлидун набий» (место рождения
Пророка саллаллаху алайхи васаллам), в восточной части Священного Харама, я представлял,
как Посланник Аллаха появился на свет, озарив весь мир, как его дед Абдулмутталиб, прижав
его к себе, спешил в сторону Каъбатул Муъаззама (Величественная Каъба).
Шагая по узким улочкам Благословенной Мекки, которых осталось совсем немного,
я представлял детские годы Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
Когда я смотрел на широкие поляны пригорода Благословенной Мекки, я представлял,
как он пас там овец.
Пещера Хира…
В этой пещере Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам совершал поклонения таханнус
(добровольные поклонения для духовного очищения до появления Ислама). У входа в эту
пещеру были ниспосланы первые аяты Священного Куръана.
Пещера Савр...
Укрывшись в этой пещере, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам вместе с Абу Бакром
радияллаху анху спасался от мушриков Мекки.
Дорога Хиджры (переселения)…
По этой дороге через знойную пустыню Пророк саллаллаху алайхи васаллам совершал хиджру
вместе с Абу Бакром радияллаху анху и проводником.
Кубо…
Посланник Аллаха остановился здесь перед тем, как войти в Лучезарную Медину, и заложил
фундамент первой мечети, основанной на богобоязненности (таква).
Медина…
Жители этого города встретили Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам с огромной радостью.
Ухуд...
Здесь состоялась жестокая битва между мусульманами и мушриками (многобожниками).
Арафат...
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам совершает прощальный хадж. Вот он верхом
на верблюде следует в сторону Джабалур-Рахма (гора Милости).
Харамун Набавий (Заповедная Мечеть Пророка саллаллаху алайхи васаллам).
Сподвижники со слезами на глазах и безграничной скорбью в сердцах хоронят Посланника
Аллаха саллаллаху алайхи васаллам…
Когда работал над «Тафсири Хилал» (толкование Куръана, один из фундаментальных
трудов автора - перев.) и комментировал аяты, относящиеся к сийре, у меня промелькала
мысль, что эти сведения, иншааллах, будут нужны для книги о сийре.
Такие же мысли появлялись в процессе написания предыдущих двадцати томов серии
«Хадисы и жизнь», при составлении пояснений к хадисам.
Когда настала очередь «Книги о посланничестве и пророчестве» серии «Хадисы и Жизнь»,
у меня появилось желание включить в нее и сийру и создать единую книгу. Тогда в ней были бы
объединены методы (услуб) сийроведов и мухаддисов. У меня появилась мысль, что из этого
объединения получилась бы своеобразная книга. Наконец, прося помощи у Аллаха, я попытался
осуществить эту идею.
Как и в предыдущих книгах сборника «Хадисы и Жизнь», в «Книге о посланничестве и
пророчестве» я продолжил традицию приводить переводы и пояснения после оригинальных текстов
аятов и хадисов на арабском языке, а там, где это необходимо, были добавлены сведения о сийре.
Я придерживался только точных сведений, признанных большинством сийроведов, насколько
это возможно. Как и прежде, чтобы не отвлекать внимание читателя, здесь не приведены отдельные
ссылки на цитаты.
С учетом того, что к части «Книги о пророчестве и посланничестве», посвященной Пророку
Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам, были добавлены сведения о сийре, книга названа «Пророк,
явившийся миру милостью».
Действительно, каждый честный и разумный человек, хоть сколько-нибудь изучавший сведения
о Мухаммаде алайхиссалам, осознает, что он направлен милостью для всех миров.
Уважаемый читатель! Время, когда я писал эти строки, стало для вашего покорного слуги периодом
величайшего счастья. Ибо эти сведения относятся к самому лучшему творению Всевышнего Аллаха,
человеку, который наставляет нас на праведный путь в этом мире и является нашим заступником
в Судный день. Каждое сведение о Мухаммаде алайхиссалам является настолько значимее по отношению
ко всем другим сведениям, насколько он сам занимает более высокое положение по сравнению
со всеми остальными людьми.
Следовательно, и вы, уважаемые читатели, обратившись к этим строкам, постарайтесь осознать всю
значимость того, что делаете. Вы заняты не обычным чтением. Вы читаете сийру Мухаммада алайхиссалам!
Никогда не забывайте, что человек, читающий сийру Мухаммада алайхиссалам, должен осмысливать
прочитанное, брать пример от осмысленного и следовать этому в жизни.
Аллах мой! Взываю с мольбами к Тебе Самому: прошу, сделай полезными эти скромные усилия.
Читателей же прошу простить за возможно допущенные недостатки.
Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф
.