Знай, что действительной любая обязательная или добровольная молитва может считаться лишь при условии произнесения слов “Аллах велик” (такбират аль-ихрам) в её на-чале. Имам аш-Шафи‘и, как и большинство имамов, считает “такбират аль-ихрам” со-ставной частью молитвы и одним из её столпов (аркан) . Абу Ханифа же определяет “такбират аль-ихрам” как необходимое условие действительности молитвы, но не её составную часть.
Знай, что человеку, произносящему “такбират аль-ихрам”, следует сказать: «Аллаху акбар», или: «Аллаху-ль-акбар». Аш-Шафи‘и, Абу Ханифа и другие считали, что произносить “такбират аль-ихрам” можно обоими способами, тогда как, по мнению Малика, второй способ неприемлем. Из предосторожности и во избежание разногласий необходимо говорить: «Аллаху акбар», произносить же “такбират аль-ихрам” какими-либо иными по-мимо двух вышеупомянутых способов недопустимо. Так, если человек скажет: «Аллаху-ль-‘Азым /Аллах велик/», или: «Аллаху-ль-Мута‘али /Аллах Всевышний/», или: «Аллаху А‘зам /Аллах Величайший/», или: «Аллаху а‘азз /Аллах Могущественнейший/», или: «Аллаху аджалль /Аллах Величайший/», то, по мнению Аш-Шафи‘и и большинства улемов, его молитва будет недействительной. Абу Ханифа сказал: «Молитва будет действительной».
Если же человек сказал: «Акбару-Ллах», то, по нашему мнению, действительной такую молитву скорее всего считать нельзя. Вместе с тем один из наших товарищей сказал: «Она будет действительной, как и в том случае, когда в конце молитвы кто-нибудь скажет: “‘Аляй-кум ас-салям”. Такую молитву скорее всего следует считать действительной».
Знай, что ни произнесение слов “Аллах велик”, ни иных слов поминания Аллаха не будет действительным, пока человек не произнесёт их настолько громко, чтобы это было слышно ему самому, если никаких препятствий для этого не возникнет, на что мы уже указывали в первых разделах книги. Если же человек нем, или язык его имеет какой-нибудь изъян, ему следует двигать языком в силу своих возможностей, и тогда его молит-ва будет действительной.
Знай, что, если человек, который может произнести слова “Аллах велик” по-арабски, произнесёт их на каком-нибудь другом языке, “такбират аль-ихрам” будет недействитель-ным. Если же сделать это он не в состоянии, “такбират аль-ихрам” будет действительным, но ему следует научиться произносить эти слова по-арабски. Если такой человек проявит нерадение в учёбе, его молитва также будет считаться недействительной, а это значит, что он будет обязан повторить молитвы, совершённые им в то время, когда он проявлял нерадение в учёбе.
Знай, что, согласно наиболее правильному мнению, не следует затягивать “такбират аль-ихрам”, но произносить его быстро. Некоторые улемы считают, что эти слова необ-ходимо произносить медленно, но правильным является первое. Что же касается прочих случаев, когда следует произносить слова “Аллах велик”, то, согласно наиболее правиль-ному мнению, желательно призносить их медленно и не останавливаться до тех пор, пока не настанет время совершения следующего столпа молитвы. Некоторые улемы считают, что произносить эти слова медленно не следует. Если же произнести медленно то, что медленно не произносится, или, наоборот, не произносить медленно то, что следует произносить так, молитва от этого недействительной не станет, но утратит одно из своих высоких качеств.
Знай также, что протяжно следует произносить звук “а” после звука “л” в слове “Ал-лах”, а в других случаях делать это не следует.
Согласно сунне, имам должен произносить слова “Аллаху акбар” в начале молитвы и в других случаях настолько громко, чтобы это слышал каждый из тех, кто стоит за ним. Что же касается совершающего молитву под руководством имама, то ему следует произносить эти слова так, чтобы они были слышны только ему самому. Если же человек, совершаю-щий молитву под руководством имама, произнесёт эти слова громко, а имам − тихо, это не сделает молитву недействительной. Имаму следует стремиться произносить “такбират аль-ихрам” правильно, иначе говоря, избегая удлинения звука там, где делать это не по-ложено. Так, если имам сделает долгой хамзу в слове “Аллах”2 или удлинит второе “а” в слове “акбар”, его молитва станет недействительной.
Знай, что во время молитвы, состоящей из двух ракатов, слова “Аллаху акбар” произ-носятся одиннадцать раз, если молитва состоит из трёх ракатов, их следует произносить семнадцать раз, если же она состоит из четырёх ракатов, эти слова следует произносить двадцать два раза. Во время каждого раката, слова “Аллаху акбар” произносятся по пять раз: один раз перед поясным поклоном и четыре раза перед совершением земного по-клона и выпрямлением после него. Кроме того, слова “Аллаху акбар” произносятся в на-чале молитвы и тогода, когда имам выпрямляется после первого ташаххуда.
Кроме того, знай, что произнесение слов “Аллаху акбар” во всех этих случаях соот-ветствует сунне. Если человек не произнесёт эти слова намеренно или по невнимательно-сти, его молитва не станет недействительной, он не совершит ничего запретного, и ему не надо будет совершать два земных поклона в качестве искупления за допущенную во время молитвы ошибку. Это касается всех случаев, за исключением того, когда произно-сится “такбират аль-ихрам”, поскольку, по общему мнению, без этого молитва является недействительной, а Аллах знает об этом лучше.
Из книги Ал-Азкар. Поминание Аллаха. Имам Навави.