Слово «нийя» (النية) по словарю означает намереваться, решаться на что-либо.
В шариате оно обозначает вознамериться на что-либо, связав его с последующим действием.
В Исламе намерение необходимо при каждом деянии. Поэтому большинство факихов утверждают, что намерение обязательно (фард) для каждого деяния.
Намерение появляется в сердце (калб). Поэтому нужно вознамериться всем сердцем (душой), чтобы каждое дело было согласно шариату. Еще лучше изъявить намерение сердца устами.
Желательно сразу приступить к осуществлению деяния вслед за намерением и тогда поклонение будет начато с намерением с самого начала. Если трудно определить начало деяния, то можно вознамериться при первой же возможности. К примеру, если человек, собирающийся поститься, не может определить время «фаджр» – время начала поста, то он может вознамериться немногим раньше или позже. Для каждого действия необходимо отдельное намерение.
Слово «ихлас» по словарю означает очищение, преданность. В шариате оно обозначает поклонение человека Аллаху так, как будто он видит Его наяву.
Автор книги «ат-Таджул-Джамиъ лил-усул фии ахадисир-расул» шейх Мансур Али Насиф ал-Хусайни рахматуллахи алайхи приводит в начале главы аяты об ихласе (искренности):
«…Поклоняйся же Аллаху, будучи искренним Ему в религии! О да! Аллаху (принадлежит) искренняя религия…» (Сура «Зумар», аяты 2-3).
Пояснение: Всевышний Аллах говорит: «Ни в коем случае не размышляй в своих деяниях ни о ком другом, кроме как об Аллахе».
«И были повелены лишь поклоняться Аллаху, будучи искренними Его религии, будучи ханифами...» (Сура «Баййина», аят 5).
Да, обладателям книг – иудеям и христианам было велено в Таурате (Торе) и Библии поклоняться только Всевышнему Аллаху. Однако они не исполнили это повеление. Помимо Аллаха они поклонялись еще и другим – Узайру, Ийсе, Марйам и даже своим раввинам и монахам.
Всевышний Аллах говорит в суре «Тауба» (Покаяние):
«Взяли себе своих раввинов и монахов за господ вместо Аллаха, и Мессию, сына Марйам. И не были повелены ничему, кроме как поклоняться единому Богу. Нет божества кроме Него, Пречист Он от того, что придают в сотоварищи!» (аят 31).
Конечно, поклонение раввинам и монахам не означает непосредственно совершение им сажды (падение ниц). Здесь имеется в виду следование их указаниям, считая харамом (запретным) то, что они считают харамом и повиновение их указаниям, игнорируя при этом предписания Аллаха. Они были «повелены … поклоняться Аллаху, будучи искренними Его религии», искренне соблюдать предписания только этой религии. Однако они проигнорировали это повеление. Они смешали с религией Аллаха различные обряды, в том числе и свои выдуманные нововведения (бидъа) и ересь (куфр).
С ихласом предаваться религии Аллаха достигается поклонением, нацеленным только на Самого Аллаха, думая только о Его довольстве. Ихлас это суть поклонения. В хадисе кудси Всевышний Аллах говорит: «Я – Самый не нуждающийся в ширке (сотоварищах). Я оставлю и того, кто совершает деяние, придавая Мне в сотоварищи другого, и его ширк».
Ученые подразделяют деяния на три вида:
1) Предписанные деяния (фард и ваджиб). В этих деяниях намерение достичь довольства Аллаха обязательно. Если намерение хоть немного исказится, деяние превратится в рия (все, что совершается не ради Аллаха, а для чьих-то глаз, для показухи. Показуха - видимость благополучия, успешной деятельности; действия, рассчитанные на то, чтобы произвести благоприятное впечатление на кого-либо).
2) Запрещенные деяния. Если прекратить совершение таких деяний без намерения, то это убережет от вреда тех деяний, но не принесет саваб (воздаяния). Но если человек не совершает такие деяния с намерением, ради достижения довольства Аллаха, то получит воздаяние.
3) Деяния мубах. Деяния наподобие принятия пищи или семейной жизни. Свершение таких деяний без соответствующего намерения не принесет воздаяния. Но если вознамериться достичь довольства Аллаха, это принесет вознаграждение. Каждое деяние мубах превращается в поклонение при наличии намерения достичь довольства Аллаха. Прием пищи с намерением набраться сил для поклонения также является поклонением.
Вместе с тем, им было велено поклоняться «будучи искренними», то есть не питать склонности к другим религиям.
Да, обладателям Книг было велено непоколебимо придерживаться религии Аллаха, не питая склонность к иным религиям. Они не исполнили и это повеление. Оставив религию Аллаха, они последовали за различными религиями и течениями.
Религия праведной нации, о которой говорилось выше, это и есть религия исламской нации. Кафиры (неверные) из числа обладателей книг и мушриков (многобожников) не выполнили повеление Аллаха, следовательно, они не следовали пути праведной нации.
Значит, в Исламе ихлас необходим неимоверно! Человек, вставший на праведный путь, должен поклоняться Аллаху только с ихласом. Человек должен совершать деяния, будучи охваченным ощущением присутствия Аллаха, как будто видит Его воочию. Таково требование Творца!
Из "Книги о намерении, ихласе и знания"
.