1445 год 18 Рамадан | 2024 год 28 март, четверг
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Статьи

Дискуссии между шейхом и антимазхабистами

09:23 / 28.12.2016 4488 Режим чтения + -


В этом разделе ты обнаружишь свидетельства такого фанатизма, который ты наверняка не обнаружишь ни у одного разумного человека! Они (антимазхабисты) подозревают нас в фанатизме, потому что мы не согласны отойти от истины, основанной на тысяче и одном аргументе, но ты обнаружишь в этом разделе, как они запираются в клетки необычайного фанатизма — несмотря на то, что это может привести их к поиску помощи в сумасшествии и одержимости! 

 И в этом разделе я не измышляю и не злословлю ни о ком, и не говорю ни одного измышленного слова, и не придумываю ничего: если бы нас не удержала от этого богобоязненность, то помешало бы свидетельство как минимум десяти человек, видевших и слышавших все произошедшее. Я сказал брату, с которым я вел диспут, а он громко изливал на меня свои удивительные и странные речи, что скоро я распространю все сказанное им, если он будет упорствовать. Аллах (хвала Ему, Всевышнему) знает, что я обратился к нему с этим предупреждением только для того, чтобы побудить его к размышлению и к спокойствию в речи! Но этот человек заявил: «Распространяй что хочешь, я не боюсь»!

Я не буду говорить, кто этот человек, я обойду молчанием его имя. Тебе достаточно будет знать, что он из числа тех, кто обучает   безмазхабности , а не учится ей. Он пришел вместе с несколькими приятными юношами, которые привыкли искать истину везде, где они предполагают ее найти. Я начал беседовать с ним и сказал:

— Каков твой метод понимания Законов Аллаха? Извлекаешь ли ты его из Корана и Сунны или берешь от имамов иджтихада?

— Я рассматриваю утверждения имамов и их на то доказательства, затем опираюсь на то высказывание, что ближе всех к доказательствам Корана и Сунны.

— У тебя есть 5 000 сирийских лир, ты хранил их 6 месяцев, затем ты купил на них товар и стал торговать, когда же ты отдашь занят с твоего товара — после оставшихся до окончании года шести месяцев или же по окончании целого года?
Он сказал, поразмыслив:

— Твой вопрос означает, что, по твоему мнению, с торгового имущества надо платить закят!

— Я только спрашиваю. И хочу, чтобы ты ответил мне, основываясь на твоем особом методе. Вот перед тобой библиотека, в ней книги по тафсиру, Сунне, книги имамов-муджтахидов.
Он немного подумал и затем сказал:

— О мой брат, это религия, а не какой-либо легкий вопрос, на который можно ответить недолго думая. Для этого необходим анализ, повторение, изучение, для всего этого необходимо время, а мы пришли обсуждать совсем другую тему.
Я отошел от этого вопроса и сказал:

— Прекрасно... А обязательно ли каждому мусульманину рассматривать доказательства имамов, а затем следовать за более соответствующим из них Корану и Сунне?

— Да.

— Это означает, что все люди обладают таким же потенциалом иджтихада, что и имамы мазхабов, Более того, они обладают более совершенным и полным потенциалом, поскольку тот, кто может рассудить мнения имамов или же вынести решение для них на основе мерила Корана и Сунны, тот, без сомнения, имеет большие знания, чем они!

— На самом деле все люди делятся на три категории: мукаллид, муттаби и муджтахид.

Тот, кто может сравнивать одни мазхабы с другими и извлекать более близкое к Корану, — муттаби. Это средний уровень между таклидом и иджтихадом.
— В чем же обязанность мукаллида?

— Следовать за тем из муджтахидов, с кем он согласен.

— Есть ли грех в том, чтобы он следовал за одним из них неотступно, не переходя к другому?
— Да, и это ему запрещено.

— Каково доказательство этого запрета?

— Доказательство в том, что он вменил в обязанность то, что ему не вменил в обязанность Аллах (хвала Ему, Всевышнему).

— Каким из семи способов чтения ты читаешь Коран?

— Чтением «хафс».

— Всегда ли ты читаешь таким способом? Или читаешь каждый день разным чтением?
— Нет, я всегда читаю только способом «хафс».

— Так почему же ты вменил себе в обязанность это? Несмотря на то что Аллах (хвала Ему, Всевышнему) вменил тебе в обязанность только читать Коран, как это приведено от Пророка.

— Поскольку я не смог изучить остальные способы чтения и мне легко читать только таким способом.

— Тот, кто изучил фикх по мазхабу аш-Шафии, не смог изучить остальные мазхабы, как ты не смог изучить остальные способы чтения, и ему было легко изучить законы религии только в изложении этого имама. Если ты вменяешь ему в обязанность познать иджтихады всех имамов, чтобы черпать от них всех, то тебе также обязательно изучить все способы чтения, чтобы читать в соответствии с ними.

Если же ты оправдываешь себя своей неспособностью, то ты должен также оправдать этого мукаллида. Как бы там ни было, мы говорим: откуда ты взял, что мукаллиду необходимо вменить себе в обязанность переходить от одного мазхаба к другому, несмотря на то, что Аллах (хвала Ему, Всевышнему) не обязал его делать это, равным образом как Он не обязал его постоянно следовать определенно¬му мазхабу?..

— Ему запрещено лишь неотступное следование с убеждением, что Аллах (хвала Ему, Всевышнему) велел ему это.

— Это совсем другое дело. Это истина, без всякого сомнения и разногласия. Однако является ли для него грехом постоянно при-держиваться определенного имама, не будучи убежденным, что Аллах (хвала Ему, Всевышнему) велел ему это?
— Нет на нем греха.

— Но брошюра, по которой ты преподаешь, говорит о противоположном твоим словам. В ней говорится о запрете на это. Более того, в некоторых местах говорится о неверии того, кто неотступно следует за определенным имамом, не отходя от него.
— Где это сказано?

— Но брошюра, по которой ты преподаешь, говорит о противоположном твоим словам. В ней говорится о запрете на это. Более того, в некоторых местах говорится о неверии того, кто неотступно следует за определенным имамом, не отходя от него.
— Где это сказано?

И он обратился к брошюре, изучая ее текст и выражения, и начал размышлять о словах автора брошюры: «Тот, кто неотступно следует за определенным имамом во всех вопросах, тот — ошибающийся фанатик, следующий подобно слепому, и он из тех, кто разделили религию и стали группами». И он сказал:

— Он имел в виду неотступное следование с убеждением преднисанности оного Шариатом. Это недостаточно полное выражение.

— Где доказательство того, что он именно это имел в виду? Почему ты не говоришь, что автор ошибся?

Далее этот человек продолжал настаивать на том, что выражение верное, но оно имеет скрытый смысл, и что автор не совершил никакой ошибки в этом!
Я сказал:

— Однако выражение с таким смыслом не является предметом спора. И тогда оно бесполезно, нет такого мусульманина, который не знал бы, что неотступное следование за одним из четырех имамов не является обязанностью Шариата. Каждый мусульманин, неотступно следующий определенному мазхабу, делает это по своему желанию и выбору.
— Как? Я слышу от многих людей и некоторых ученых, что Шариат обязывает неотступно следовать определенному мазхабу, так что недопустимо переходить к другому мазхабу!..
— Назови мне хотя бы одно имя, будь то простолюдин или ученый, кто сказал тебе подобное.

Он замолчал, однако поразился тому, что мои слова могут быть верны, и стал повторять, что все, что он знает, - это то, что многие люди запрещают переходить из одного мазхаба в другой.
Я ему сказал:

— Ты не найдешь сегодня никого, кто придерживается этой ложной иллюзии. Да, приводится о последних поколениях времен Османской империи, что они считали переход ханафита в другой мазхаб из ряда вон выходящим. Нет никакого сомнения, что то, что исходило от них — если исторические источники передают события верно — было пределом глупости и ненавистного слепого фанатизма.
Я сказал ему затем:

— Откуда взято тобой различие между мукаллидом и муттаби? Это различие лексическое или терминологическое?

— Между ними лексическое различие.
И тогда я принес ему лексические словари для того, чтобы он показал в них лексическую разницу между этими двумя словами, и он не нашел ничего.
Затем я сказал:
— Поистине, Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал арабу, который выступал против оплаты, установленной Абу Бакру мусульманами: «Если мухаджиры довольны, то вы следуйте за ними». Он использовал слово «следуйте» в смысле согласия, не допускающего иного мнения.

— Пусть это будет терминологическая разница... разве нельзя пользоваться свей терминологией?

— Конечно, можно. Но эта твоя терминология никак не изменит сути вещей. Тот, кого ты называешь муттаби, в случае, если он осведомлен об аргументах и методе выведения из них решений, является муджтахидом, а в том случае, если он не осведомлен об аргументах или не способен на извлечение из них норм, является мукал¬лидом. Если он в одних вопросах таков, а в других — нет, то он в од¬них вопросах — мукаллид, а в других — муджтахид.

В любом случае деление второстепенно и правило, касающееся каждого из них, четко и известно.

— Муттаби — это тот, кто способен различать верные среди высказываний и их аргументов и отдавать предпочтения некоторым из них над другими. Это степень, отличная от степени чистого таклида.

— Если ты имеешь в виду различение утверждений в зависимости от силы и слабости аргумента, то это высшая степень иджтихада. Способен ли на это лично ты?

— Я делаю это по мере моих сил.

— Я лично знаю, что ты дал фетву о том, что три развода, данных одновременно в одном месте, считаются одним разводом. Обратился ли ты до того, как дать эту фетву, к высказываниям имамов и их аргументации, а потом сравнил их и вынес фетву на основе этого?.. Уваймир аль-Аджляни трижды дал развод своей жене в собрании Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), после того как совершил «лиан». Он сказал: «Я солгал о ней, о Посланник Аллаха, как я оставлю ее, ведь он а трижды разведена». Что ты знаешь об этом хадисе, и о его положении относительно этого вопроса, и о том, насколько он является дока-зательством в соответствии с мазхабом большинства или мазхабом Ибн Таймии?

— Я не знаю этого хадиса.

— Как же ты вынес фетву по сему вопросу, противореча в этом единогласному мнению четырех мазхабов, не останавливаясь на их аргументах и на степени их достоверности или слабости?.. И вот ты оставил принцип, о приверженности которому ты говоришь и который ты пытаешься нам навязать, — принцип иттиба, как ты его сформулировал.
— У меня не было на тот момент достаточно книг, чтобы изучить мазхабы имамов и их аргументы.

— Что же заставило тебя поторопиться с вынесением фетвы, противоречащей мнению большинства мусульман, не изучив ничего из их доказательств?

— Что же мне было делать, ведь у меня спросили, а у меня было только ограниченное количество источников?

— Ты мог сделать то, что смогли сделать все ученые и имамы. Ты мог сказать: «Я не знаю». Или же привести спросившему мнения четырех мазхабов и противоположные мнения, но не выносить фетву на основе одного мнения. Ты мог сделать это, более того, это было твоей обязанностью, тем более что проблема, с которой ты столкнулся, не была такого уровня, чтобы ты был вынужден прийти хоть к какому-то выходу!.. Что касается вынесения тобой фетвы, основанной на мнении, противоречащем единому мнению четырех имамов, без изучения, по твоему признанию, их аргументации, довольствуясь тем, что твоему сердцу ближе мнение, противоречащее четырем мазхабам, то это — предел фанатизма, в котором ты нас подозреваешь.

— Я изучил мнение четырех имамов в книге аш-Шавкяни, а также «Субуль ас-салям» и «Фикх ас-сунна» Сайда Сабика.

— Это книги противников четырех имамов в этом вопросе, и все они высказываются однобоко и приводят аргументы, подтверждающие их мнение; согласен ли ты вынести решение в отношении двух противников выслушав только одного из них, а также его свидетелей и близких?..

— Я не вижу в моих действиях чего-либо порочного. Я был обязан дать фетву спрашивающему и сделал это в меру своего понимания.

— Ты говоришь, что ты муттаби и что мы должны быть таковыми, и ты растолковал иттиба как рассмотрение утверждений всех мазхабов, изучение их аргументов и приверженность более близкому к достоверному доказательству. И ты же сам своим поведением бросаешь свои принципы в пыль! Ты знаешь, что четыре мазхаба единогласны в том, что троекратный развод, данный одновременно в одном месте, расценивается как троекратный, и ты знаешь, что у них есть доказательства в пользу этого и ты не изучил их, и вместе с тем ты отошел от их единого мнения к тому мнению, которое тебе по душе. Убедился ли ты первоначально в том, что доказательства четырех имамов неприемлемы?

— Нет, но я не изучил их, поскольку у меня не было соответству-ющих источников.
— А почему ты не подождал? Почему поторопился? Ведь Аллах Всевышний не предписывал тебе этого! Разве то, что ты не изучил аргументы большинства ученых, подтверждало мнение Ибн Таймийи? Разве не это фанатизм, в котором вы нас ложно обвиняете?

— Я видел в книгах, имевшихся у меня, достаточные доказательства, и Аллах (хвала Ему, Всевышнему) не предписал мне больше этого.

— Если мусульманин увидел в имевшихся у него книгах доказательства чего-либо, достаточно ли ему этого, чтобы оставить мазхабы, противоречащие его мнению, даже если он и не изучил их аргументов?

— Ему этого достаточно!..
— Юноша, недавно начавший исполнять религиозные предписания, у которого нет никакой доли исламской культуры, прочел аят Всевышнего: «Принадлежат Аллаху и восток, и запад. И куда бы вы ни обратились, там Аллах. Воистину, Аллах - Объемлющий, Знающий» (2:115).

И он понял из этого, что мусульманин имеет право в своей молитве обращаться туда, куда ему угодно, в любую сторону, как на это указывает явный смысл аята, но он слышал, что четыре имама единогласны в необходимости обращения в молитве в сторону Каабы, он знает, что у них есть аргументы в пользу этой точки зрения, но он их не изучил. Что же он будет делать, когда встанет на молитву? Должен ли он последовать в убеждении за своим пониманием доказательства, имеющегося у него, или же за имамами, единогласно высказывающими противоположное?
— Он должен следовать своему убеждению!!!

— И он будет молиться, обратившись, например, на восток. И его молитва будет действительной?!

— Да, поскольку он должен следовать своему собственному убеждению!
— А если его личное убеждение внушает ему, что нет никакого греха в том, чтобы совершить прелюбодеяние с женой соседа, наполнить свою утробу вином, забирать имущество соседа без права? Дозволил ли ему Аллах (хвала Ему, Всевышнему) все это из-за его «личного убеждения»?!

Он немного помолчал, затем сказал:
— В любом случае, ситуация, о который ты меня спросил, нереальна и не может воплотиться в жизнь.

— Это не иллюзия, более того, очень часто случается подобное и даже более удивительное! Юноша, у которого нет знаний об Исламе, о Коране и Сунне, услышавший или же прочитавший случайно этот аят, узнал из него то, что знает каждый араб, обращающий внимание на явный смысл слов: он узнал, что нет греха в том, чтобы молящийся обращался в молитве в любую сторону, несмотря на то, что он видит обращение людей именно к Каабе, а не к чему-либо другому... Такая ситуация вполне естественна и допустима, пока среди мусульман есть те, кто не знает ничего об Исламе.

Как бы там ни было, решение, которое ты вынес по этой ситуации, иллюзорной или действительной, не было иллюзорным. И ты посчитал личное мнение основанием для принятия решения в любой ситуации. А это противоречит твоему разделению людей на три категории: мукаллид, муттаби, муджтахид.

— Он должен провести исследование... Разве он не читал какого-либо хадиса или другого аята?

— У него не было источников для проведения исследования, так же как у тебя при вынесении решения по вопросу развода. И у него не было возможности прочесть другие аяты, касающиеся вопроса направления в молитве. Будет ли он и дальше упорствовать, утверждая, что он следует своему личному мнению и оставит иджму имамов?

— Да, если он не в состоянии провести исследование, то он имеет оправдание и ему достаточно полагаться на то, к чему его приве¬ло мнение и суждение.

— Поистине, я расскажу другим, какие удивительные и опасные слова сходят с твоих уст!
— Рассказывай обо мне что хочешь, поистине, я не боюсь этого.

— Как ты можешь бояться меня, если ты не боишься Аллаха (хвала Ему, Всевышнему) и речью своей бросаешь в пыль аят Всевышнего: «спросите же обладателей Напоминания, если вы сами не знаете» (16:43)?!

— О мой брат, эти имамы не безгрешны, а аят, на который я опираюсь, — это речь Непогрешимого, велико Его Величие. Как же можно оставить Непогрешимого и ухватиться за подол ошибающихся?

— Поразительно... Непогрешим истинный смысл слов Аллаха (хвала Ему, Всевышнему), вложенный в аят «Принадлежат Аллаху и восток, и запад...», но не является непогрешимым понимание того юноши, абсолютно далекого от исламской культуры, ее норм и сути Корана. То есть сравнение, о котором я говорю, проводится между пониманием этого юноши и пониманием четырех имамов, и оба они не являются не-погрешимыми. Однако с одной стороны очевидны невежество и по-верхностность, а с другой — погруженность в исследования, науку и уточнение.

— Поистине. Аллах (хвала Ему, Всевышнему) предписал только то, к чему приведет старание!

— Тогда ответь мне на такой вопрос. У человека есть ребенок, он заболел, у него воспаление, все лекари города его осмотрели и сошлись во мнении, что надо дать ему определенное лекарство, и остерегли его отца от инъекции пенициллина, и сказали ему, что это приведет к смерти сына.

Однако отец ребенка знает из прочитанного в медицинском бюллетене, что пенициллин помогает при воспалительных процессах, и он основывается на своих знаниях по этому вопросу и отвергает советы врачей, потому что он не знает доказательств их утверждений, и использует личное мнение и лечит сына инъекцией пенициллина, отчего сын отправляется к Милости Аллаха. Надо ли отца привлекать к суду, будет ли он грешен в этом?

Он немного подумал и ответил:
— Это разные вещи.

— Напротив, это одно и то же. Он слышал о единогласии врачей, как слышал тот о единогласии ученых, но он положился только на прочтенный текст из медицинского бюллетеня, так же как тот положился только на один прочитанный текст из Книги Аллаха (хвала Ему, Всевышнему). И тот и другой использовали свое личное мнение!

— О мой брат, Коран — это свет... Разве свет в своих повелениях подобен каким-либо другим словам?

— Я сказал, свет Корана отражается в разуме любого рассуждающего или читающего его, который понимает его как свет в соответствии с Волей Всевышнего. Какая разница между знающими и незнающими в таком случае, если все они черпают из этого света? Два примера одинаковы, нет между ними никакой разницы, и ты должен ответить мне, последует ли исследователь в этих примерах за своим личным мнением или же последует за специалистами?
— Личное мнение и есть основа.

— Он использовал личное мнение, и в результате его сын умер, последует ли за этим какая-либо ответственность по Шариату или другому закону?

Он во всеуслышание ответил:
— Он не несет никакой ответственности!

— Давай завершим наш диспут после этого резюме, которым ты прервал путь к нахождению между нами общего знаменателя, на котором можно было бы построить хоть какое-то исследование, — достаточно того, что ты твоим удивительным ответом противоречишь единогласию всей исламской уммы. Нет, клянусь Аллахом (хвала Ему, Всевышнему), мерзкому фанатизму не будет места на Земле, если вы сами не будете приверженцами этого фанатизма.

Религиозно неграмотный мусульманин использует свое «личное мнение» в понимании Корана — и будет совершать молитву не в сторону Каабы, противореча всем мусульманам, и молитва его будет действительна!.. Простой человек использует свое личное мнение, лечит кого угодно и как угодно, и больной умирает из-за него, — и «лекарю» говорят: «Да простит тебя Аллах!»

Я не знаю тогда, почему нас не оставляют эти люди, чтобы мы использовали наше личное мнение, что неграмотные в вопросах религии и ее доказательств должны придерживаться мазхаба одного из имамов муджтахидов, следуя за ним, потому что он лучше знает Книгу Аллаха (хвала Ему, Всевышнему) и Сунну Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует).

Каким бы ошибочным ни было для них наше мнение, пусть и за это заступится «личное мнение», и пусть для них будет хорошим примером мнение того, кто считает, что молитва повернувшегося спиной к Каабе действительна, а убийство ребенка было иджтихадом и лечением!.


Автор
islam.uz
Источник
islam.uz
Статьи по теме
.107. Сура «Маъун» «Мелочь». Ниспослана в Мекке. Состоит из 7 аятов Сура получила название от последнего слова последнего аята. Это слово маъуун, которое толкуется читать полностью

4306 04:03 / 05.01.2017
.105. Сура «Фил». Ниспослана в Мекке. Состоит из 5 аятов В суре «Слон» речь идет о знаменитом событии, получившем название «Событие со слоном». Эта история была читать полностью

75986 04:03 / 05.01.2017
Слово .мухаррам, означает .уважаемый,, .заповедный,, .возвеличенный,. Действительно, месяц Мухаррам ndash почитаемый месяц. Это месяц начала года по мусульманскому читать полностью

5113 09:21 / 05.01.2017
.22   . 84. . . 86. . . . . . . 89. . . . 9091. 92 читать полностью

17243 04:39 / 11.10.2018
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью