[аяты 159 - 160]
В следующем аяте речь пойдет еще об одном деянии, требующем терпения — несокрытии ниспосланных Аллахом аятов и наказании, которое получат сокрывшие их.
159. Поистине, те, которые скрывают то, что Мы ниспослали из ясных аятов и наставления на праведный путь, после того, как Мы разъяснили его людям в книге — тех проклянет Аллах, и проклянут их проклинающие.
В то время, когда ниспосылались эти аяты, иудеи и христиане скрывали истину, изложенную Всевышним Аллахом в Таурате и Инджиле о Пророке Мухаммаде алайхиссалам, Священном Куръане и Исламе. Вне зависимости от того, кто и где это будет, если они и все подобные им станут скрывать аяты и наставление, поведанные Аллахом в Его книгах — Забуре, Таурате, Инджиле и Куръане, будут прокляты Им, то есть Он будет преследовать, гнать гневно и грозно. Вдобавок к этому, их будут проклинать и все другие проклинающие — ангелы, люди и джинны. Под это положение подпадают также и все люди, которые не говорят истину сознательно, зная о ней, скрывают ее по каким-либо причинам.
Имам Бухари передает от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Если бы не один аят в Книге Аллаха, я бы никому ничего не сказал». Абу Хурайра радияллаху анху подразумевал именно этот аят.
В другом благородном хадисе, переданном от него же, Пророк алайхиссалам сказал: «Если кого спросят о знании, а он скроет его, в Судный день на него будет надета огненная узда».
Приводя в качестве доказательства эти аяты и хадисы, улемы вынесли фатву о том, что распространение знаний об Исламе является ваджибом, а их сокрытие является харамом.
В священном аяте назначается суровое наказание для каждого, кто скрывает пришедшее от Аллаха знание. Но если иногда этот грех все-таки совершается по разным причинам, а потом виновники хотят возвратиться к истине, для них дверь не закрыта окончательно. Открыта дверь надежды. Следующий аят описывает тех, кто может избегнуть наказания, назначенного в вышеприведенном аяте.
160. Кроме тех, которые покаялись и творили праведные деяния и разъяснили, те — [Я] приму их покаяния. И Я — Премного Принимающий Покаяния, Милосердный.
Для того чтобы понять, насколько великим грехом является сокрытие пришедшей от Аллаха истины, поразмыслим над словами в аяте. Оказывается, для того чтобы покаяние было принято, недостаточно просто покаяться, узнав о скверности этого греха. Аллах подчеркивает, что примет покаяние только после того, как такие люди, покаявшись, станут из числа добродетельных, совершающих благие деяния, исправляющих испорченное ими ранее, а также излагающими и поясняющими то, что они скрывали от людей.
«Кроме тех, которые покаялись и творили праведные деяния и разъяснили, те — [Я] приму их покаяния».
В конце аята Всевышний Аллах напоминает, что Он является Таввабом — Премного Принимающим Покаяния, Милосердным, тем самым призывая людей питать надежду на милосердие Аллаха.
«И Я — Премного Принимающий Покаяния, Милосердный»
Если бы Аллах не был милосердным, Он не простил бы людям грех сокрытия истины. Но милосердность Аллаха не означает, что каждый может делать все, что захочет.
.