.
Факторы, делающие намаз недействительным
Если во время намаза происходят действия или явления, противоречащие требованиям шариата для намаза, то намаз нарушается, то есть становится недействительным. В таком случае намаз должен быть совершен заново. Ниже мы ознакомимся с некоторыми действиями и явлениями, которые, согласно мнению ученых мазхаба Ханафийа, нарушают намаз:
- Намаз становится недействительным, если человек во время его совершения умышленно, или запамятовав, или невзначай, ошибочно или вынужденно заговорит. Под этим понимается произнесение двух букв слова или даже одной различимой буквы.
Намаз также нарушается если человек плачет вслух (издавая звуки плача) из-за перенесенной беды.
- Намаз нарушается, если совершающий его поправит кираат кого-либо помимо кираата имама.
Кроме того, если имам уже перешел на другой аят, а совершающий за ним намаз мусульманин сделает поправку предыдущего аята, в котором имам ошибся, то намаз этого мусульманина нарушается. Если же имам примет эту неуместную поправку, то нарушится и его намаз.
- Питье и употребление пищи.
Оба этих деяния нарушают намаз, как при неумышленном, так и при умышленном их совершении. Намаз нарушится если человек три раза пожует или съест оставшийся меж зубов кусочек пищи размером с горох.
- Множество несвойственных намазу действий, совершенных подряд.
Таким множеством действий считаются посторонние для намаза деяния в таком количестве, которые наблюдающему со стороны дает основание полагать, что этот человек скорее всего не совершает намаз.
- Отворачиваться от киблы.
Это происходит, когда в намазе без уважительной причины человек отворачивает грудную часть тела от направления киблы. Однако подобное допускается только если необходимо выйти для совершения омовения.
- Намеренное обнажение аврата.
Обнажение аврата из-за ветра или чего-либо подобного допустимо при условии, что аврат будет прикрыт в течении времени трехкратного произнесения тасбиха. Более длительное обнажение аврата нарушает намаз.
- Проявление большого или малого состояния ахдаса.
- Появление чрезмерного (непростительного) количества нечистот на теле, одежде и месте совершения намаза.
- Если человек засмеется так, что это слышно только ему самому, нарушается его намаз, но не омовение. Если же его смех слышен и тем, кто рядом — нарушается и намаз, и омовение. Беззвучная улыбка не нарушает ни омовение, ни намаз.
- Произнесение молитвенных слов (дуа) обычными человеческими словами.
- Приветствие саламом кого-либо.
- Ответ на приветствие.
- Беспричинный кашель.
- Воздыхание.
- Произнесение фразы «Ярхамукаллох», адресованной чихнувшему человеку. Или произнесение иных подобных слов.
- Когда совершающий намаз с таяммумом человек, обнаружил воду до того, как собирается перейти в позицию последней каъды (сидения в намазе), и он способен использовать его.
- Истекание срока масха, нанесенного на ичиги (или заменяющего его).
- Снятие махси.
- Выучивание уммий (неграмотным) человеком, совершающим намаз в одиночку, одного аята. Ибо теперь он может совершать намаз, читая этот аят.
- Появление у человека, совершающего намаз знаками (символически), способности совершать рукуъ и саджду полноценно.
- Когда нашлась прикрывающая аврат одежда для совершающего намаз без нее.
- Спадание повязки, прикрывающей рану.
- Потеря сознания.
- Потеря рассудка.
- Наступление состояния джунуб в результате зрительного восприятия.
- Когда при совершении намаза женщина встала в один ряд с мужчиной.
- Когда муктадий (следующий имаму в намазе) встает впереди имама и прочее.
.