Каждая цивилизация имеет свои отличия и особенности, которые ее характеризуют и которыми она отличается от других цивилизаций.
• Греческая цивилизация отличалась культом ума…
• Римская цивилизация отличалась культом силы и распространением влияния…
• Персидская цивилизация отличалась культом телесных наслаждений, военной силы и политического господства…
• Индийская цивилизация отличалась культом важности духовной силы…
Особенностями, которыми исламская цивилизация отличилась и выделилась среди предыдущих и последующих ей цивилизаций, являются то, что она основывается на небесном послании, которое представляет собой посланием ислама со всеми присущими ему качествами человечности и абсолютного единобожия в вероубеждении.
В следующих исследованиях раскрываются самые важные особенности исламской цивилизации:
• Первое исследование: Всемирность (глобальность).
• Второе исследование: Единобожие.
• Третье исследование: Равновесие и серединность.
• Четвертое исследование: Нравственная основа.
Всемирность (глобальность)
Исламская цивилизация отличается от других цивилизаций широтой кругозора и глобальностью своего послания и это очевидно из провозглашения благородным Куръаном единства человеческого рода, не смотря на разновидность рас, происхождения и родин. Всевышний сказал: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный…» (Сура Худжурат, аят 13)
Благородный Куръан сделал исламскую цивилизацию ожерельем, в состав которого входят все способности и гениальности народов, развеявших над собой знамя исламских завоеваний.
Исламская цивилизация является человечной по своим взглядам и всемирной по своему кругозору и размаху. Она не связана ни с географической территорией, ни с человеческим родом или нацией, ни с исторической эпохой. Она охватывает все народы и нации, а ее блеск направлен на разные территории и места. Эта цивилизация, покровительством, которой пользуются все люди и теплотой которой наслаждается каждый, до которого дошли ее дары. И это, потому что она основана на том, что:
• Человек является самым важным и благородным из всех созданий Аллаха.
• Все, что находится во вселенной, находится в подчинении ему (человеку).
• Вся деятельность человека должна привести его к улучшению условий его жизни и счастью.
• Каждое дело, имеющее своим намерением достижение данной цели — это в первую очередь человеческий поступок.
Оттенок все мирности и является тем, что укрепляет ценности истины, добра, справедливости и равенства между всеми людьми, не смотря на их цвет кожи или национальность. Этот оттенок не верит в расовое превосходство или высшую расу…
Послание Пророка саллаллаху алайхи васаллам стало милостью для всех миров. Всевышний, обращаясь к Своему посланнику, сказал: «Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам». (Сура Анбийа, аят 107)
Еще в другом месте в Куръане Всевышний говорит: «Мы отправили тебя ко всем людям…» (Сура Сабаъ, аят 28)
Поэтому миссия исламской цивилизации является всемирной, в исполнении которой участвует каждая раса, цвет и язык.
Также хадисы Посланника саллаллаху алайхи васаллам и его позиция соответствуют этому взгляду Куръана. Передается, что Джабир бин Абдуллах ал–Ансари, он сказал, что посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Мне были дарованы пять (вещей), которые не были дарованы никому (из пророков) до меня: …(раньше) каждый пророк направлялся только к своему народу, я же был направлен ко всем людям». (Передали имамы Бухари и Муслим)
Образ жизни и деяния Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам являлись применением основ всемирной миссии.
Давайте посмотрим на его слова, обращенные к своему племени: «Поистине наставник своего народа никогда не врет. Клянусь Аллахом, даже если бы я врал всем людям, я не стал бы врать вам! И даже если бы я обманул всех людей, я не стал бы обманывать вас! Клянусь Аллахом, кроме Которого другого божества не существует, что я поистине посланник Аллаха к вам в частности и ко всем людям, в общем…» (Сира ал–Халябийя, Субулюл–худа ва рашад, ал–Камилю фи тарих)
Вот как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам с самого первого дня, когда он поднялся для начала своего призыва, объявлял, о всемирности исламского призыва.
Так же об основе всемирности говорит и тот факт, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам отправил своих послов к императору Рума (Византии), Ираклию, персидскому царю Хосрову, правителю Египта и Алекандрии, Мукавкису и правителю Эфиопии, Асхаму…
Вот что говорится в Его саллаллаху алайхи васаллам послании к персидскому царю Хосрову:
«Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
От Мухаммада, Посланника Аллаха, Хосрову, государю Персии.
Мир тому, кто следует правильным путём, верует в Аллаха и Его посланника и свидетельствует, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, не имеющего сотоварища, и что Мухаммад — Его раб и Его посланник.
Призываю тебя молиться Аллаху, ибо, поистине, я — посланник Аллаха ко всем людям, чтобы я увещевал тех, кто жив, и доказывал правоту этих слов неверующим.
Прими Ислам, и ты спасёшься, а если откажешься, то понесёшь на себе бремя грехов огнепоклонников». (Тарих ал–умам ва ал–мулюк, Тариху Багдад, Канз ал–уммал)
Это и является первой особенностью исламской цивилизации, которую не имеет ни одна другая цивилизация и поэтому она по праву стала высочайшей цивилизацией.
Из книги д. Рагиба Сирджани «Что дали мусульмане миру. Вклад мусульман в цивилизацию человечества»