Аллах субханаху ва таъала сказал:
«Поистине, Мы каждую вещь сотворили кадаром» (Сура «Камар», аят 49).
Автор книги «Таджул джамиъ» Мансур Али Насиф ал-Хусайни рахматуллахи алайхи (да пребудет над ним милость Аллаха) приводит вышестоящий аят с целью указать, что вера в предустановление зиждется на Куръане.
Арабское слово «кадар» имеет два толкования, первое из которых «предустановление», а второе – «мера», «размер». В исламском вероучении это слово означает веру в то, что Аллах субханаху ва таъала в соответствии со Своим знанием и по Своей воле создал каждую вещь, предустановив ее время и место в бытии.
Однако в результате искажения смысла этого простого понятия учение о предустановлении смешалось с различными неверными представлениями. Со временем под влиянием различных факторов в мусульманские понятия были привнесены всевозможные «новаторские» искажения и предрассудки прошлых эпох.
Не станет преувеличением, если сказать, что из этих Исламских понятий наиболее искаженным и даже получившим противоположное значение, является понятие предустановления. В действительности же это учение является достаточно ясным и четким.
Наши ученые разъясняют понятия предвидение (казаа) и предустановление (кадар) следующим образом:
«Предвидение» (казаа) – это то, что Аллаху субханаху ва таъала известно будущее каждой вещи.
«Предустановление» (кадар) – это появление всех вещей в соответствии с изначальным знанием о них Аллаха субханаху ва таъала.
Согласно мазхабу вероучения Ахли сунна вал джамаа (людей сунны и общины), каждый совершеннолетний мусульманин должен (ваджиб) веровать, что Аллаху субханаху ва таъала изначально известно всё, что произойдет впоследствии с Его рабами и другими созданиями. Учение о предвидении и о предустановлении является одним из оснований веры во Всевышнего Аллаха и основано на правильном понимании Его совершенных качеств.
Одним из таких качеств является всевéдение – безграничное знание Аллаха субханаху ва таъала, всеобъемлемость Его воли и Его всемогущество. Учение о предвидении и о предустановлении зиждется именно на этих качествах Аллаха, поэтому без веры в предустановление и предвидение вера в Аллаха не может быть полноценной.
Аллах субханаху ва таъала знает все: Ему известно и о шевелении муравья, и о перемещении планет по своей орбите. Ничто не скрыто от Его знания – Аллах субханаху ва таъала знает о каждой частице и ее движении.
Аллаху субханаху ва таъала известно всё, что произойдет до Судного дня. Если бы Он не знал этого, это бы противоречило Его качествам совершенства. Вот это Божественное знание и называется «предустановлением» («казаау кадар»). В этом нет принуждения человека Аллахом субханаху ва таъала, как думают невежды, а есть то, что Аллаху заранее известны все деяния человека, ибо Его знание безгранично.
Для более легкого понимания этого вопроса, ученые приводят следующий пример: когда у вас плохое настроение, вы посмотрели в зеркало. Вы увидели свое отражение с нахмуренными веками, сморщенным лбом и злобным выражением лица. Имеете ли вы право в этой ситуации упрекать зеркало? Можете ли вы утверждать, что это зеркало ущемляет вас, испортило вам настроение? – Конечно, нет. Зеркало всего лишь показало вам то, что у вас есть. Оно абсолютно не виновно в том, что у вас нахмуренные веки, сморщенный лоб и злобное выражение лица. То же самое и есть предустановление!
Предустановление Аллаха субханаху ва таъала – это:
– изначальное (илму азали) абсолютное знание Аллаха обо всем, что уже произошло в истории бытия, происходит и еще произойдет, в том числе и о намерениях человека,
– творение Аллахом в соответствии со Своим знанием определенных законов бытия с неотвратимыми последствиями их соблюдения и нарушения,
– предоставление человеку выбора между соблюдением и несоблюдением законов и повелений Аллаха с соответствующим благим или злым для него результатом.
Другой пример. Учитель хорошо представляет уровень знаний своих учеников. Составляя экзаменационные вопросы, он уже тогда может сказать, что такой-то получит оценку «отлично», а другой – «хорошо». Предположим, что результаты экзамена оказались именно такими. Стали ли результаты экзаменов учеников такими именно из-за того, что учитель сказал так? Или это скромное знание учителя, основанное на опыте, вынудило учеников получить такие оценки?
Несомненно, ничто не подобно Аллаху субханаху ва таъала. Однако и из этих примеров по некоторой аналогии с Ним мы должны усвоить, что в предустановлении нет принуждения человека к чему-либо. Если слабый человек имеет такие знания в вопросах, относящихся к его жизнедеятельности, почему же Всемогущий, обладающий безграничными знаниями, не может знать все изначально?
Известный ученый прошлого ал-Хаттаби говорит следующее:
«Многие люди считают, что предустановление – это насильственное действие со стороны Аллаха – принуждение человека к тому, чтобы он совершал предустановленные Аллахом деяния. Такие убеждения являются неверными. Смысл предустановления в том, что Аллах предварительно знает о будущих деяниях человека».
Здесь может возникнуть вопрос: «Понятно, что это связано со знанием, однако ведь все происходит по воле Аллаха, Его творением! Что тогда остается человеку? Ответ на этот вопрос состоит из двух частей:
Первая часть касается всего, что не подвластно человеку. В мире есть такие вещи, которые происходят только по воле и благодаря могуществу Аллаха. На эти вещи человек не может повлиять никаким образом. К примеру, человек не может влиять на такие факторы, как хорошая или плохая память, различие в телосложении, темпераменте, красота или невзрачность внешности, место и время рождения, выбор родителей, пола, передача каких-либо качеств по наследству и тому подобное.
Человек и не ответственен за такие вещи. К примеру, никто не может спросить с него за то, что он высокий или низкий ростом. Точно так же, никто не может предъявлять ему претензий из-за того, что он родился или умер в тот или иной день. Все это – от Аллаха субханаху ва таъала. Вера в предустановление Аллаха – это обязанность (ваджиб) каждого мусульманина.
Вторая часть – все, что совершено человеком и имеет к нему непосредственное отношение. Он причастен к этому и участвует в таких делах по своей воле, основываясь на своем разуме, желании и выборе, непосредственно совершая какие-то действия. В этом и заключается тонкость данного вопроса. Как следует оценивать именно такие деяния? С древних времен на этот вопрос давались разные ответы. В этом вопросе было много разногласий и у древних греков.
В последующем и среди мусульман появились те, кто выражал разные мнения по этому поводу. Последователи мазхаба Муътазилия утверждали, что «человек сам творит свои деяния, и Аллах не вмешивается в это». Однако в таком случае, принижаются качества совершенства Аллаха! Если признать верными слова муътазилитов, то получится, что в мире есть вещи, которые не имеют отношения к воле, могуществу Аллаха, которые сотворены не Им. В таком случае, воля Аллаха субханаху ва таъала окажется не всеобъемлющей. Его могущество не будет безграничным. Он не будет единственным Творцом.
Последователи же мазхаба Джабрия, наоборот, утверждают, что человек в этом мире подобен соломинке, брошенной в океан. По их мнению, человек ничего не совершает по своей воле, а делает все по принуждению Аллаха. Это мнение также является абсолютно неверным! Если признать утверждение последователей мазхаба Джабрия верным, это будет противоречить такому качеству Аллаха, как справедливость. По их представлениям, Аллах субханаху ва таъала, как тиран, сначала заставил человека совершить что-либо, а затем спрашивает с него, почему он это сделал, да еще и наказывает его – это ни что иное, как несправедливость и угнетение.
Оба этих мазхаба, отклонившись в сторону невежества, через некоторое время исчезли сами по себе. Правоверное учение Ислама по этому вопросу отражено в мазхабе людей сунны и общины. Согласно этому учению, произвольные деяния человека относятся к числу сотворенных Аллахом вещей, поскольку в мире не может быть ничего, кроме того, что сотворил Творец. Но это не означает, что человек совершает свои деяния по принуждению, так как при совершении человеком чего-либо присутствуют два разных аспекта.
Первый аспект – факторы, необходимые для осуществления деяния в реальности.
Второй аспект – намерение, волеизъявление, устремленность человека к осуществлению этого деяния. Человек признается обладателем воли и права выбора именно благодаря наличию этого второго фактора, то есть, устремленности к осуществлению деяния. И только за эти проявления воли и за этот выбор он становится ответственным. Созидание внешних факторов, которые сделали или не сделали его волеизъявление реальностью, от него не зависят и его не касается.
Для большей наглядности наши ученые приводят следующий пример: человек хочет написать что-то своей рукой на листе бумаги. Внешними факторами этого деяния являются: рука, ее вены, сухожилия и т.п. вещи, сотворенные Аллахом субханаху ва таъала. Точно так же бумага, карандаш и их свойства, необходимые для письма, также являются творением Аллаха. При объединении этих вещей и совершении соответствующих действий на бумаге будет что-то написано. Из данного примера очевидно, что это осуществляется благодаря могуществу и творению Аллаха. В этом и заключается смысл слов о том, что Аллах субханаху ва таъала творит деяние человека.
Однако это не означает, что Аллах субханаху ва таъала заставил человека написать что-либо на бумаге, так как только при отсутствии указанных внешних факторов само собой на бумаге ничего написано не будет. Для этого человек сначала должен захотеть что-либо написать и устремиться, приложить усилия к этому. Вот тогда Аллах субханаху ва таъала допустит или не допустит проявление созданных им способностей человека к письму, и осуществится деяние, называемое «написанием». В реализации этого деяния намерение и приложение усилий исходят от человека, а создание внешних и внутренних факторов – от Аллаха субханаху ва таъала.
При этом Аллах субханаху ва таъала не дает осуществиться в реальности многим злодейским планам людей, иначе мир давно был бы уничтожен тиранами. Он дает возможность одним людям воспрепятствовать планам других людей, причем нередко злодейскими бывают и те, и другие. «И если бы не отражение (дафъ) Аллаха одних людей другими, то непременно разрушены были бы скиты, и церкви, и синагоги, и мечети, где поминается имя Аллаха много» (Сура «Хадж», аят 40).
Однако Аллах субханаху ва таъала знает все намерения и волеизъявления людские и будет судить за каждое утвержденное человеком намерение, хотя бы оно и не исполнилось по независящим от данного человека причинам.
Человек ответственен именно за свои намерения и усилия воли. Именно в этом заключается его свобода.