Доказательство достижения саваба за хадж
В хадисе, переданном от Ибн Аббаса радияллаху анху в «Сахихе» Бухари, говорится:
«Одна женщина из племени Джухайна пришла к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и сказала:
— Моя мать давала обет совершить хадж. Но умерла, не совершив хадж. Могу ли я совершить хадж от ее имени?
Он саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Соверши хадж от ее имени. Скажи, если бы у твоей матери был долг, ты исполнила бы его? Исполняйте также долги перед Аллахом. Аллах (больше всех) вправе на то, чтобы была соблюдена верность Ему».
Доказательство достижения саваба
за возмещение долгов умершего
Также мусульмане сошлись во мнении (иджмаъ) о том, что если долги умершего человека вернет другой, будь то даже посторонний человек, то обязательство его долга будет снято.
Доказательством этому служит хадис от Абу Катады.
«Абу Катада радияллаху анху взял на себя (обязательство оплатить) долг одного умершего в два динара. Потом, когда отдал правообладателю эти два динара, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Теперь тело (усопшего) остыло».
Передал Хāким.
Подобно тому, как достигают умершего савабы за пост и хадж, так достигает усопшего и посвященный ему саваб от искреннего чтения Священного Куръана без взимания за это платы.
Могут последовать возражения, вроде: «Это деяние не было известным среди предшественников. Ведь и Пророк саллаллаху алайхи васаллам не давал наставлений совершать это!» Но если возражающий признает, что саваб от хаджа, поста и молитвы достигает усопшего, то какая же разница между достижением саваба от них и достижением саваба от чтения Священного Куръана?
Не совершение этих деяний предшественниками не может являться доказательством в пользу того, что саваб не достигает покойных.
Если последует возражение: «Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам давал указания держать пост, совершать хадж и давать милостыню от имени другого человека, но не давал наставлений по поводу чтения Куръана», мы отвечаем следующим образом: «Если бы Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам дал бы указания по этому поводу с самого начала, без причин, то это могло бы служить доказательством того, что саваб за чтение Куръана не доходит до покойного. Но в действительности этого не было. Когда люди приходили и спрашивали о соблюдении поста, совершении хаджа от имени умерших, Пророк саллаллаху алайхи васаллам дал позволение. А это не значит, что остальные деяния в этом отношении запрещены. Если бы кто-то спросил о чтении Куръана, то он саллаллаху алайхи васаллам дал бы ему позволение».
Что касается посвящения саваба за чтение Куръана Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, то некоторые из поздних улемов сочли это мустахабом (желательным), а другие посчитали бидъой. Поскольку сподвижники не делали этого, к тому же и без того Пророка саллаллаху алайхи васаллам достигает саваб от всякого благого деяния, совершенного каждым членом его уммы — будь то чтение Куръана или другое благое деяние. Ибо сам он алайхиссалам указывал и наставлял свою умму совершать праведные деяния.
Как не существует определенной формы соблюдения поста, совершения хаджа и дачи милостыни от имени усопшего, так и не существует определенной формы или условий чтения Куръана. Человек, желающий преподнести саваб умершему, сам читает Куръан и посредством дуа посвящает саваб ему.
Однако наши предшественники не нанимали человека для чтения Куръана и посвящения саваба за это умершему. Никто из великих улемов не повелевал делать это, и не давал разрешения на такое деяние. Достижение саваба происходит только в случае совершения деяния с ихласом — искренне ради довольства Аллаха. Чтение же Куръана, совершенное за определенную плату, не может быть искренним. За такое чтение саваб даже не образуется, чтобы можно было его посвятить покойнику.
Именно поэтому никто из числа имамов не высказывался о том, что для соблюдения поста, совершения намаза с целью посвятить воздаяния за них покойному следует нанимать кого-нибудь.
Из книги Суннитские Вероубеждения.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.