1441 йил 12 шавва́ль | 2020 йил 04 июнь, четверг
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Фикх

Современные аргументы и фатвы о правильности мазхабов фикха

09:30 / 17 февраль 555 Режим чтения + -

Обратимся к решению Академии Исламского Фикха, действующей при самой авторитетной в мире исламской организации Рабитатул Ааламил Ислами, расположенной в Священной Мекке. Но прежде чем мы это сделаем, хотелось бы особо отметить, что как в Учредительном собрании Рабитатул Ааламил Ислами, так и в Академии Фикха председательствует верховный муфтий Саудовской Аравии шейх Абдулазиз ибн Баз, а их членами являются несколько его соратников. А большинство тех, кто отвергает мазхабы, утверждают, что являются последователями этих людей. Мы надеемся, что приводимые ниже аргументы покажут, насколько обоснованны эти утверждения.

РЕШЕНИЕ №9

Решение по проблеме «Разногласия по фикху среди мазхабов и проявление фанатизма к мазхабам», принятое на десятом ежегодном собрании Академии Исламского Фикха в 1408 году хиджры.

Да будут восхваления только Самому Аллаху. Да будут благословления и приветствия нашему господину и Пророку Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам, за которым нет другого пророка! Амма баъду[1]:

Академия Исламского Фикха при Рабитатул Ааламил Ислами на своем десятом ежегодном собрании, проходившем в Священной Мекке с субботы 24-го сафара 1408 г. х. (17 октября 1987 г.) по среду 28-го сафара 1408 г. х. (21 октября 1987 г.), рассмотрела вопрос о разногласиях в фикхе между соблюдающимися мазхабами, а также проблему проявления со стороны последователей некоторых мазхабов фанатизма, выходящего за рамки умеренности и даже доходящего до степени высказываний с укором в адрес других мазхабов и их улемов. Собрание исследовало проблему разногласий между мазхабами, порождаемую в умах и представлениях современного подрастающего поколения. В большинстве случаев эти молодые люди не ведают ни о смысле этих проблем, ни об их основах. В результате некоторые сбивающие с пути, говоря, «раз исламский шариат един, а его сущность установлена в Куръане и Сунне Пророка, то почему же мазхабы разногласят, почему же мусульмане не объединятся и не последуют одному мазхабу?», стремятся ввести в заблуждение многих людей. Также собрание уделило внимание вопросам о фанатизме в мазхабах со всеми вытекающими проблемами, в частности, это проблемы касательно появившихся сегодня новых ошибочных направлений, представители которых призывают идти по пути нового иджтихада, высказывают оскорбительные слова в адрес мазхабов, которые принимает исламская умма испокон веков, а также в адрес улемов этих мазхабов, чем порождают смуту среди людей.

Собрание обстоятельно изучило названные проблемы, их причины и вытекающие из них заблуждения и смуты, и решило адресовать обеим сторонам – как вводящим в заблуждение, так и фанатикам нижеследующее заявление.

Во-первых: о разногласиях между мазхабами:

Существующие в мусульманских странах разногласия между мазхабами имеют два вида:

1. Разногласия между мазхабами акийды.

2. Разногласия между мазхабами фикха.

Первый вид – это разногласия, относящиеся к вопросам вероубеждения. В реальности такое разногласие представляет собой большое несчастье, приведшее исламские страны к бедам и напастям, разрушившее единство мусульман и внесшее раскол в их ряды. Это весьма печальное явление, которого не должно было быть, то есть по шариату предписывается ваджибом недопущение разногласий по вопросам акийды. Исламская умма должна объединиться в мазхабе Ахлус сунна вал джамаа, которая олицетворяет идею здравого и первозданно чистого Ислама времен Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и времен праведных халифов. По этому поводу в хадисе, переданном от Ирбада ибн Сарии радияллаху анху, сам Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам дал такое указание: «Вам надлежит соблюдать мою сунну и сунну праведных халифов. Так, держитесь за нее крепко».

Передали Абу Давуд и Тирмизи.

Второй вид – это разногласия между мазхабами фикха по некоторым вопросам. Есть ряд научных причин, требующих наличия такого вида разногласий. В этом усматривается великая мудрость Всевышнего Аллаха, в которой в том числе есть милосердие для Его рабов и открытие широких возможностей для выведения положений на основе шариатских аргументов. К тому же, являясь благом и богатством в сфере фикха и канонов, это создает для исламской уммы облегчение и простор в религиозных и шариатских делах. И тогда не будет ограничения только одним положением, одной шариатской практикой, от которой нельзя было бы переходить к другой. Напротив, если иногда, в некоторых делах умма станет испытывать неудобства в мазхабе одного из имамов-факихов, послабление и облегчение найдется в другом мазхабе. Это может касаться вопросов ибадата, торговых сделок или семейных отношений, гражданских и уголовных судебных дел, а также других сфер жизни.

Этот второй вид разногласий между мазхабами является разногласием в фикхе. Оно не представляет собой ни недостаток нашей религии, ни противостояние в ней. По сути, отсутствие такого разногласия было бы нонсенсом. Невозможно, чтобы у каждой уммы, обладающей своим совершенным фикхом, иджтихадом и положениями, не было разногласий в иджтихаде фикха.

Если говорить исходя из действительности, таких разногласий не может не быть. Ведь исконные аргументы вбирают в себе несколько смыслов. Равным образом аргумент не может охватить все вероятные случаи. Ибо как сказали некоторые улемы рахматуллахи алайхим, аргументы ограничены, а случаи не ограничены. Раз так, то необходимо обращаться к кийасу, посмотреть на недостатки положений (хукмов[2]), на намерения основателя шариата, на цели шариата в целом, а также необходимо вводить положения по вновь возникающим ситуациям и вопросам. В такой ситуации представляется естественным существование различий в понимании улемов, в выборе ими приоритета из нескольких вероятностей и в вынесении ими соответствующих решений (положений). Каждый из этих улемов нацелен на истину и ищет ее. Так, кто из них правильно найдет искомое, тот получит вознаграждение в двойном размере, а кто ошибется, получит одно вознаграждение. Именно здесь возникает облегчение, появляется простор (в положениях) и исчезают ограничения.

Что же может явиться недостатком в этих межмазхабных расхождениях?! Как мы раскрыли выше, в этом нет ничего, кроме только добра и милосердия. В реальности это есть благо и милосердие Всевышнего Аллаха Своим верующим рабам. В то же время, это обстоятельство представляет собой огромное богатство в области законоведения и превосходство, которым может гордиться исламская умма. Однако иностранные сбиватели с пути, воспользовавшись слабостью исламской культуры нашей мусульманской молодежи, особенно тех ее представителей, кто обучается за рубежом, посредством обмана и клеветы показывают им расхождения в мазхабах фикха как вероубежденческие разногласия. Не видя различий между этими двумя видами расхождений, они утверждают, что «в шариатее имеются противоречия». На самом деле это не так.

Во-вторых. Что касается категории людей, которые призывают отвергнуть мазхабы, пытаются принудить людей следовать по пути нового иджтихада и клеветнически упрекают существующие мазхабы фикха и их имамов, то в этом нашем заявлении о достоинствах мазхабов фикха и их имамов есть то, что делает ваджибом для них воздерживаться от этого своего мерзкого метода, от введения в заблуждение людей и от внесения розни среди них. Сейчас мы нуждаемся в объединении перед опасными попытками врагов Ислама расколоть нас, а не в бесполезных призывах, которые разъединяют людей.

Да будет множество благословений и приветствий Аллаха лучшему из нас – Мухаммаду, его семейству и его сповижникам! Да восславится Аллах, Господь миров!

(Документ дословно переведен из десятого номера восьмого выпуска «Журнала Академии Исламского Фикха»).

Конечно, после этого заявления одной из самых авторитетных организаций мира – Академии Исламского Фикха при Рабитатул Аламил Исламий у каждого сознательного мусульманина не должно оставаться никаких сомнений по поводу истинности мазхабов фикха и необходимости почитать их. На этом можно было бы и завершить наш разговор.

Однако… Однако наши братья, ныне отвергающие мазхабы и продолжающие бросаться с упреками на улемов-муджтахидов, могли бы сказать: «Этому документу уже почти десять лет. К тому же под этим документом, наряду с шейхом Ибн Базом и его единомышленниками, свои подписи поставили и некоторые фанатичные приверженцы мазхабов. А это убавляет силу документа». Исходя из такой вероятности мы повременим с заключительным словом.

Теперь предоставим вашему вниманию некоторые фатвы о мазхабах фикха, объявленные шейхом Ибн Базом и его единомышленниками в конце 1997 года.

Из фатвы №3897

Шестой вопрос:

Каково положение по разногласиям между четырьмя имамами?

Хвала Единственному Аллаху. Да будут благословления и приветствия Его Посланнику, его семье и сподвижникам. Ва баъду:

Ответ:

Расхождения между четырьмя имамами связаны с их расхождением в знаниях и понимании вопросов. Тем из них, кто нашел правильное решение – вознаграждение в двойном размере, кто из них ошибся – одно вознаграждение. Тоже самое можно сказать и о таких ученых, как Ал-Авзаъи, Суфян Саври, Исхак ибн Рахавайх и других мусульманских ученых.

Успех (тавфик) – от Аллаха. Да будут благословления и приветствия Аллаха Пророку Мухаммаду, его семье и его сподвижникам.

Постоянный Комитет по научным дискуссиям и фатвам:

Абдулазиз ибн Абдуллах ибн Баз – председатель

Абдурраззак Афифи – заместитель председателя

Абдуллах ибн Гидайан – член Комиссии

Абдуллах ибн Каъуд – член Комиссии.

Из фатвы № 4272

Четвертый вопрос:

Мы видим, что каждый имам разногласит с другими. Часто разногласия и противоречия между ними приводят к тому, что некоторые из совершающих намаз в итоге оставляют намазы. По этой тематике мы надеемся на исчерпывающий и достаточный ответ. Следовать ли нам одному мазхабу? Как нам согласовать между собой мазхабы, чтобы все было сделано правильно?

Хвала Единственному Аллаху. Да будут благословления и приветствия Его Посланнику, его семье и сподвижникам. Ва баъду:

Ответ:

В существовании расхождений в фикхе между имамами четырех мазхабов играют роль такие факторы, как принятие одних и тех же хадисов некоторыми имамами как достоверные (сахих), а другими как не достоверные, или может быть так, что хадис дошел до одних, но не дошел до других.

Для мусульманина является ваджибом придерживаться хорошего мнения (предположения) об имамах. Каждый из них – муджтахид. Своим усердием в фикхе они искали только истину. Тем из них, кто правильно нашел искомое – два вознаграждения: одно за иджтихад, другое за правильное нахождение. А кто допустил ошибку, тот получит одно вознаграждение – за свой иджтихад.

Что касается вопроса о подражании четырем имамам, то у кого есть возможность установить истину на основе аргумента, тому станет ваджибом устанавливать ее на основе аргумента. Тот же, кто не способен на это, станет подражать (следовать) самым надежным обладателям знаний в своем окружении. Такие разногласия в фикхе не должны быть препятствием к совершению разногласящими намаза за спиной друг друга. Напротив, совершение намаза одними за спиной других является ваджибом. Сподвижники радияллаху анхум хотя и расходились во мнениях по отдельным вопросам, все же совершали намаз за спиной друг друга. Табиъины и последовавшие за ними добром поступали так же.

Успех (тавфик) – от Аллаха. Да будут благословления и приветствия Аллаха Пророку Мухаммаду, его семье и его сподвижникам.

Постоянный Комитет по фатвам и научным дискуссиям:

Абдулазиз ибн Абдуллах ибн Баз – председатель

Абдурраззак Афифи – заместитель председателя

Абдуллах ибн Гидайан – член Комитета

Абдуллах ибн Кауд – член Комитета

(Фатвы дословно переведены из журнала «Маджал­латул-Бухус ал-Исламия», №51).

Здесь придется дать короткое пояснение. Во второй фатве выражение «...у кого есть возможность установить истину на основе аргумента...» подразумевает «кто достиг степени совершать иджтихад». По единогласному мнению всех улемов, в настоящее время нет личности, достигшей степени иджтихада.

Неудивительно, если теперь все прояснилось. Но после знакомства с этими документами естественным образом появляется несколько уместных вопросов. Так за кем же следуют те, кто отвергает мазхабы? На какой основе они осуществляют свою деятельность? Какое они имеют право проявлять бестактность по отношению к основателям мазхабов? И если они, как сами то утверждают, подражают шейху Ибн Базу и его единомышленникам, то почему же они не следуют вышеприведенным их фатвам?

 На самом деле у нас не было намерения так затягивать разговор в настоящей книге, посвященной разногласиям между мазхабами фикха. О науке фикх и факихах частично мы упоминали в книге «Ислом мусаффолиги йўлида» («На пути чистоты Ислама»), в статьях, выступлениях, в особенности, в серии книг «Хадисы и жизнь». Надеемся, что в будущем, если соблаговолит Аллах, у нас будет возможность подробно поговорить на эту важную тему. Но поскольку именно этот вопрос является одним из главных факторов, ставших причиной нынешних разногласий, мы сочли приемлемым немного остановится на нем.
 
 

[1] Амма баъду () [также Ва баъду ()] – арабы используют фарзу амма баъду (ва баъду) для разделения текста на две части, для перехода с одной темы на другую, с вступительного слова на основную.

[2]Хукм – положения в шариате.


Из книги Разногласия: причины и решения
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф


Автор
Шайх Муҳаммад Содиқ Муҳаммад Юсуф
Статьи по теме
Третий примерВопрос о гусле полном омовении, использовании благовоний и мисваке1 в пятницу.И в этом вопросе захиритский мазхаб пошел вопреки всем мусульманским читать полностью

254 09:30 / 01 май
..Мужчине не разрешается уединяться в какомнибудь помещении с женщиной, к которой он сватается, или брать ее с собой в увеселительные места, поскольку в шариате не читать полностью

1285 10:00 / 28.12.2018
..Здесь имеется в виду искажение слов, в результате которого изменяется смысл произносимых фраз. Примером может служить такой случай, когда послание читается не читать полностью

799 15:00 / 14.02.2019
..Мужчине следует постараться выбрать себе красивую жену, что в наибольшей мере способствует внушению ему любви к ней, его успокоению и отказу от взоров на других читать полностью

1618 17:00 / 11.12.2018
Тазкира
ХАДИС ДНЯ
Абдуллах ибн Амр ибн алАс родияллаху анху поведал, что Пророк соллаллоху алайхи васаллам сказал .Души двух верующих встречаются в течение дня, даже если они на самом деле не видели друг друга,.
ИЗРЕЧЕНИЯ ДНЯ
Саубан говорил .Если два человека пробудут в ссоре более трех дней и один из них погибнет или оба они умрут в состоянии ссоры, то оба они обречены на погибель. И если читать полностью
ВОПРОС ДНЯ
Ассаламу алайкум, уважаемый Шейх хазрат У очень большой интерес и стремление к получению знаний. Много времени провожу в школе, библиотеке и за чтением книг. В читать полностью