У мусульман
Доказывать путем опытов и наблюдений утверждения, относящиеся к материальному миру, другие научились у мусульман. В средневековье философские прения о сокровенно-метафизических вопросах достигли своей наивысшей точки. В подобных полемиках участие принимали все, в том числе и мусульмане.
Однако именно среди мусульман появились те, кто осознал, что в таких спорах нет никакой пользы для людей. Одним из них был получивший титул Худжжатул Ислам («Доказательство Ислама») Абу Хамид Газзали рахматуллахи алайхи. Имам Газзали глубоко изучил философию. В процессе своих исследований на пути поисков истины он даже приходил к мнению о том, что «неудивительно, если истина кроется в философии». Однако он осознал, что философия не может дать ему ту истину, которую он ищет. Наряду с этим имам Газзали рахматуллахи алайхи глубоко познал слабые места философии.
Имам Газзали открыто и ясно заявил, что одной из больших ошибок философии является учение о сокровенном мире — метафизика. Чтобы доказать правильность этой идеи имам Газзали обратился к некоторым вопросам полемик философов относительно метафизики. Например, к вопросу о существовании мира — изначально оно или появилось позднее.
В древности философы вели споры по данному поводу, разделившись на две группы. Если одни утверждали, что существование мира изначально, то другие заявляли обратное, то есть что мир — это случайность, он появился позднее.
Обе стороны приводят умственные — рациональные — доказательства для подтверждения своих слов. Обеим сторонам их доказательства кажутся правильными. Обе стороны с одинаковым успехом опровергают утверждения противоположной стороны. Это продолжается с давних времен.
Эти споры будут продолжаться и впоследующем, вплоть до самого Судного дня, говорит имам Газзали. Однако от этого людям не будет ни малейшей пользы.
По мнению имама Газзали, такие споры философов не могут завершиться когда-либо вообще. Ибо они спорят о сокровенном — об абсолютно сокрытом них. Кто им дал право спорить о сущности мира, тогда как они находятся внутри этого мира. Для того чтобы дать объективную оценку чему-либо, следует находиться за пределами этого. Откуда же знать человеку об изначальности мира или его появлении впоследствии, когда он — человек пребывает внутри него?!
Имам Газзали считает, что вместо споров об этом, человеку следует направить свои усилия на изучение окружающего его мира, доступных ему вещей. Например, почему при соприкосновении с огнем железо не воспламеняется, тогда как хлопок воспламеняется легко? Следует задуматься вот над этим вопросом. Горит ли хлопок по своему свойству воспламеняемости или же он горит в силу обжигающего свойства огня?
Это мнение имама Газзали рахматуллахи алайхи послужило появлению у мусульман первых в мире экспериментальных наук. В средние века в мире Ислама широкое развитие получили естественные науки. Постепенно эти знания перешли к европейцам, они, в свою очередь, развили эти учения и добились больших успехов.
Имам Газзали и другие мусульмане предложили человечеству использовать человеческий интеллект и сообразительность в пределах доступных возможностей таким образом, чтобы они приносили пользу самому человеку.
Что же касается сведений за пределами досягаемости человеческого разума, то есть из области метафизики, все споры по поводу которых неизбежно бесполезны, то они предложили миру получать их из готовых, надежных источников, а именно, из известий, которые посредством религий были посланы Самим Всевышним Аллахом. Сведения, касающиеся религиозных убеждений, относятся именно к сокровенному миру — метафизическому.
Теперь давайте изучим, каким образом две вышеупомянутые, рассматриваемые немусульманами проблемы — вопрос о появлении человека и вопрос о появлении религий — решались с позиции мусульман.
Мусульмане в таких вопросах не опираются на доводы, возникшие в чьих-либо фантазиях. Подобные смыслы и значения, которые могут стать основой вероубеждения — акийды, мусульмане берут из вахий Всевышнего Аллаха, аятов, ниспосланных Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, а также из его благословленных хадисов.
Во избежание многословия, в этот раз мы приведем лишь пару аятов.
Начнем с вопроса о появлении человека.
Всевышний Аллах в суре «Хиджр» сказал:
«И действительно Мы сотворили человека из сухой звонкой глины, из измененной черной грязи» (аят 26).
В этой же суре Всевышний Аллах также сказал:
«И вот сказал Господь твой ангелам: «Поистине, Я — Творец человека из сухой звонкой глины, из измененной черной грязи.
А когда Я доведу его до совершенства и вдуну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц совершающими саджду» (аят 28—29).
В этих аятах приводится доказательство того, что человек, в действительности, был сотворен из глины. Следовательно, Всевышний Аллах, прежде чем сотворить суть прародителя человечества — Адама алайхиссалам, поведал ангелам о Своем намерении. Вместе с тем, после того как Он сотворил и довел его до совершенства, Всевышний Аллах вдохнул в него от Своего духа, поместил в него душу.
В основе человек состоял из ничтожной черной грязи — глины. Однако Всевышний Аллах Своими руками могущества привел его в форму человека. Но даже и после этого он все еще оставался глиной. Только после того как Всевышний Аллах вдохнул от Своего духа, глина обратилась в человека. И человек обрел ценность и значимость. Удостоился такого высшего положения, что ангелы по воле Всевышнего Аллаха должны были пасть ниц, в саджду, перед ним. Следовательно, ценность человека связана с душой. Чем выше духовность человека, тем выше его ценность.
Возможность подтвердить эту истину — что Всевышний Аллах сотворил Адама из глины и вдохнул в него от Своего духа — также и с помощью обозрения разумом поясняется мусульманами следующим образом:
«Для этого следует обозреть картину, обратив свой взор на этапы сотворения человека и на этапы его возращения в конечный мир.
Всевышний Аллах из земли сделал грязь-глину. Из глины сотворил форму тела, подобно глиняному сосуду. Затем в это тело поместил душу.
После смерти человека первой тело покидает душа, и тело снова обретает твердость, подобно глиняному сосуду. После захоронения в землю тело набухает и разрывается, становясь снова грязью-глиной. В конце концов глина смешивается с землей».
В ранние времена развития науки исламскую теорию о появлении человека называли всего лишь пустым воображением. Однако, по мере развития науки, у немусульманских ученых не осталось иной возможности, кроме как наряду с другими аспектами подтвердить исламские истины и в этом вопросе.
Сначала наука, совершив открытие о том, что все элементы, содержащиеся в организме человека, также имеются и в составе глины, посредством анализов подтвердила сотворение человека из глины.
Позднее, когда наука достигла еще больших высот в своем развитии, кроме идентичности состава элементов в теле человека и в земле, наука также подтвердила идентичную пропорциональность этих составных элементов. Например, было сделано открытие, что процент фосфора, содержащегося в организме человека, равен проценту фосфора в земле (глине).
Справедливости ради здесь следовало бы отметить, что с развитием науки теория Дарвина и его соратников стала лопаться, подобно мыльным пузырям. Также необходимо добавить, что в итоге Дарвин был привлечен к суду в качестве враждебного для человечества элемента и признан виновным.
Уже само это является ярким доказательством того, чья сторона права в вопросе формирования знания о сокровенном.
Теперь обратимся к вопросу о появлении религий и пророков.
Всевышний Аллах в суре «Ниса» сказал:
«[Мы отправили] посланников, благовещающими и предостерегающими, дабы не было для людей перед Аллахом довода после посланников» (аят 165).
Всевышний Аллах милостив по отношению к Своим рабам и по этой причине, чтобы создать им облегчение, Он послал пророков, извещающих людей о рае и предостерегающих от ада. После этого у людей не остается возможности для оправдания. Никто не сможет выдвинуть аргумент, дескать, если бы Ты послал нам пророка, мы непременно последовали бы за ним, уверовали бы в Тебя, поклонялись бы Тебе.
В Исламе источниками понятий, принимаемых в качестве вероубеждения, являются Священный Куръан и чрезвычайно достоверные благородные хадисы Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Каждый аят и хадис передается чрезвычайно надежными в плане доверия, верующими, справедливыми, правдивыми, с сильной памятью, богобоязненными людьми, число которых достигает количества, исключающего возможность сговора в сочинении лжи.
И в Священном Куръане, и в благородных хадисах цепь передач восходит к Пророку саллаллаху алайхи васаллам. Как друзья, так и недруги единогласно признавали, что Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам является наиболее заслуживающим доверия человеком, самым правдивым, справедливым, богобоязненным, обладателем сильной памяти и всех красивых манер.
Вместе с тем тысячи людей, и друзья, и враги были свидетелями того, как он саллаллаху алайхи васаллам получал чрезвычайно достоверные известия — аяты и хадисы от Всевышнего Аллаха посредством ангела.
Ни один миг великой жизни Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не остался в стороне от внимания друзей или врагов. И враги, и друзья признавали его великие заслуги перед всем человечеством. Именно по этой причине, не может быть никаких сомнений в достоверности сведений, переданных от него.
Постепенно и современная наука все больше подтверждает, что религия Ислам и ее Пророк были ниспосланы Самим Всевышним Аллахом, как и то, что Священный Куръан был также ниспослан Всевышним Аллахом. А самое главное, как бы ни старалась современная наука, она не смогла опровергнуть ни одну истину, утвердившуюся в исламском вероубеждении, и преподнести взамен равноценную истину.
С каждым днем, поступательно, современная наука подтверждает истины, изложенные в Священном Куръане и хадисах Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
На сегодняшний день при организации Рабитатул Аламил Ислами в Священной Мекке работает международная научная организация под названием «Научные чудеса в Куръане и Сунне». Специалистами этой организации собираются все научные открытия, подтверждающие сведения, приведенные в благородных аятах и хадисах. Также в разные научные учреждения направляются запросы на предмет исследования и проверки некоторых истин, упомянутых в них.
Ради справедливости следует здесь подчеркнуть, что с развитием науки, теория Маркса и его соратников стала лопаться, подобно мыльным пузырям. Также необходимо добавить, что близок тот день, когда и Маркс будет привлечен к суду в качестве враждебного человечеству элемента, и будет признан виновным.
Ислам — религия знаний
Из вышеупомянутых доказательств и аргументов мы узнаем, что Ислам не только является религией, призывающей к знаниям, но и сам основывается на знании. Также постигаем, что само существование Ислама в качестве религии и есть научная истина. Также узнаем, что все учения Ислама находятся в научных пределах.
В особенности, мы осознаем, что научные обоснования исламских учений в вопросах вероубеждения не являются простыми; в такого рода вопросах существует обязательное условие — доказательствами и аргументами в впоросах вероубеждения могут быть использованы только чрезвычайно правдивые сведения.
По этой причине к вопросам о сокровенном — метафизических явлениях — подходят, основываясь в качестве аргументов на крайне достоверных — мутаватир — сведениях. В веровании в такие сокровенные явления, в основном, опираются на сведения, приведенные в Священном Куръане и благородных хадисах.
Вера и наука у других
В средние века, после известных всем событий, у других, под влиянием мусульман стали развиваться естественные науки. Процесс научного развития у других протекал вопреки их собственной религии, то есть в форме бунта против предписаний религии. Именно поэтому у них сформировалось представление о том, будто религия и наука противоположны друг другу.
Основной причиной возникновения такой ситуации послужили их искаженные религиозные убеждения. По Таурату (Тора), считающемуся у них Священным Писанием, дерево, плоды которого были запрещены Адаму алайхиссалам, было деревом знания и просвещения. Всевышний Аллах, якобы, запретил Адаму алайхиссалам вкушать плод этого дерева, ввиду того что не желал человеку знаний и просвещения. Адам же, не повиновавшись Всевышнему Аллаху, вкусил плод дерева знания и просвещения, в результате чего, у него преумножились знания. И по этой причине он встретил гнев Всевышнего Аллаха и был изгнан из обители вечности.
Вследствие искажения Божественных учений жестоким и несправедливым образом, они на протяжении двух веков не принимали знаний и наук, которые процветали в мусульманских странах. Потому что представители церкви вынесли решение, что такие знания являются именно первыми греховными деяниями.
Движение воодушевленных достижениями мусульман сторонников знаний постепенно усиливалось. Они продолжали свою борьбу, невзирая на такие жесточайшие меры церкви, как сжигание на кострах и отрубание голов на гильотинах. В конечном итоге приверженцы науки одержали победу и, образно выражаясь, заперли религию в стенах церкви.
И в последующем у них наука стала приниматься вместо религии, веры и вероубеждения. Они верили только в то, что было подтверждено наукой, все остальное они отрицали. У этих других религиозные убеждения воспринимались как мифы, придуманные слабоумными людьми. Возможно, причиной возникновения такого представления у них стало их вероубеждение в их религии. Однако свои представления они обобщили и распространили на все религии.
С течением времени у других стали наблюдаться признаки относительного примирения между наукой и религией. Религия в лице церкви пообещала более не преследовать сторонников науки, не изгонять, не сжигать книги и ученых и не пускать их под нож гильотины, как это было в средние века. А наука, в лице ее последователей, в свою очередь дала обещание не отрицать Бога в категоричной форме и еженедельно посещать церковь. Обе стороны договорились уважать друг друга и не вмешиваться в дела друг друга.
Как результат такого соглашения, сформировались два вида мировоззрения — религиозное и научное. Эти мировоззрения могли быть совершенно противоположными друг другу. Однако между ними существовало взаимное уважение. Если людям высказывали какую-либо религиозную точку зрения, они отвечали, что, мол, это мнение выражает религиозную точку зрения, я уважаю его в качестве религиозной позиции, однако наука утверждает обратное и я верю в это.
Стала обыденным явлением такая, например, ситуация. Профессор университета во время занятия на тему происхождения религии читает студентам лекцию по ахинее Карла Маркса. Если кто-то из студентов при этом высказывает утверждение церкви о происхождении религии, то в ответ слышит: «Это твое личное вероубеждение, я говорю о научном мнении».
Такое положение установилось и во всех остальных вопросах, люди стали говорить: это мнение религии, а это мнение науки.
(Из книги «Суннитские вероубеждения»)