Казá и кадар [часть 7]
Совершавшие благие деяния должны стремиться к тому, чтобы их последнее деяние не стало злодеянием.
Совершавшие злодеяния должны считать каждый оставшийся миг жизни последним и спешить совершить благо и добро.
В этом и заключается польза веры в казá и кадар! В постоянном призыве к добру и отвращению от зла!
Передается от Ибн Умара радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Каждая вещь — согласно казá и кадару [предопределению и предустановлению],даже слабость и сообразительность».
Передали два шейха и имам Малик.
В этом благородном хадисе Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам утверждает, что каждая вещь существует в соответствии с предопределением и предустановлением.
Уверование в это есть завершенность иймана правоверного мусульманина в Аллаха.
В конце хадиса упоминается, что два качества, которых обычно люди не всегда воспринимают всерьез, — слабость и сообразительность, бывают свойственными по предопределению и предустановлению.
Безусловно, вышеупомянутые качества существуют в истинной фитре — природе человека и при сотворении каждого человека Всевышний Аллах создает его вместе с этими качествами.
Обычно эти качества считаются независящими от человека. Если Аллах наделит кого-то высоким интеллектом, тот будет умным. И будет обратное, если Аллах не наделит. Также и со слабостью.
Только вот человек ответственен за правильное использование того, чем его наделили. Со слабоумного человека не будет спроса о том, почему он не заострил свой ум. Но с него может быть спрошено, почему не использовал свой разум настолько, насколько бы его хватило?
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Когда многобожники Курайша пришли к Пророку саллаллаху алайхи васаллам со спором о кадаре, был ниспослан аят: «В тот День будут поволочены [многобожники] в огонь лицом вниз: “Вкусите прикосновение сакара! Поистине, каждую вещь Мы сотворили вкадаре [в мере]”».
Многобожники-арабы хотя и верили в существование Всевышнего Аллаха, тем не менее они не верили в некоторые Его сифаты — качества, в том числе отказывались верить в предустановление — кадар.
Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам стал призывать к Исламу и начал разъяснять истинную религию, они всячески оказывали ему противодействие. В частности, когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам изложил сущность предустановления — кадара, они воспротивились этому. Собрались их предводители, пришли к Пророку саллаллаху алайхи васаллам и стали препираться: «Нет такого понятия — кадар, Аллах не может знать все изначально. Он узнает о делах только после их осуществления».
И тогда, в опровержение их высказываний, Всевышний Аллах ниспослал аят суры «Камар»:
«В тот День будут поволочены в огонь лицом ниц: “Вкусите прикосновение сакара! Поистине, каждую вещь Мы сотворили в кадаре [в мере]”», (аят 48).
Этим было дано знать, что утверждения многобожников неверны, слова Мухаммада, саллаллаху алайхи васаллам являлись правильными.
Этот хадис приводится здесь с целью дать понять, что каждого, кто не уверует в кадар, Судный день непременно поволокут в ад лицом вниз. Причем когда его поволокут, будет сказано: «Вкусите прикосновение сакара! Поистине, каждую вещь Мы сотворили в кадаре [то есть в мере]».
В наши дни некоторые люди верят в предположительные предсказания, в размеры и расчеты, сделанные такими же беспомощными людьми, как они сами. Восхищаясь их действиями, восхваляют их. Однако отказываются верить в предопределение и предустановление Аллаха, Сотворившего всех их. Они также окажутся в упомянутом в аяте положении.
Из данного хадиса мы извлекаем пользу: не следует отвергать кадар — предустановление — и препираться по поводу него подобно многобожникам. А также из этого хадиса узнаем, что отвергающие предустановление в Судный день окажутся в тяжком положении.
Передается от Амра ибн Асса радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Аллах записал судьбы [предустановление для] людей за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и земли».
Оба хадиса передали Муслим и Тирмизи.
В этом хадисе Пророк саллаллаху алайхи васаллам излагает то, что Всевышний Аллах знал о грядущих судьбах людей извечно, до того, как они появились.
Запись, о которой говорится в благородном хадисе, было осуществлено в Лавхул махфузе. Какому сроку в нашем понимании равняется пятьдесят тысяч лет, упомянутых в хадисе, известно только Самому Аллаху. Потому что летоисчисление по нашим представлениям и меркам появилось только после сотворения небес и земли, вращение которой и лежит в его основе. А эти пятьдесят тысяч лет, как ясно сказано в хадисе, были до сотворения небес и земли.
Раз нет границ знания Аллаха, нет сомнения и в том, что Аллах знает все. Если бы Аллах знал о чем-либо только до определенного времени, а то, что после оставалось бы для Него неизвестным, то сифаты совершенства Аллаха возымели бы изъян. А это никак не подобает высочайшей сущности Всевышнего Аллаха.
Польза, извлекаемая из этого хадиса:
Аллах записал судьбы людей за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и земли. Мы веруем в это, мы подтверждаем это!
Продолжение статьи: http://www.islam.uz/islam/iyman/2307--a--8.html
.