1446 год 21 Джумадаул аввал | 2024 год 22 ноябрь, пятница
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Статьи

Ислам на Дальнем Востоке

04:54 / 03.01.2017 9925 Режим чтения + -
.

 

Одной из наиболее многочисленных религиозных общин на Дальнем Востоке России сегодня является исламская умма.

Это более ста тысяч верующих, представленных различными национальностями, среди которых: татары, башкиры, таджики, туркмены, казахи, киргизы, узбеки, азербайджанцы, даргинцы, ингуши, лезгины, чеченцы и другие национальности.

 

Более сорока тысяч мусульман проживают в городе Хабаровске, где расположено Дальневосточное представительство Центрального духовного управления мусульман России. Полпредом главы ЦДУМ России в ДФО является коренной хабаровчанин Хамза Кузнецов. В Хабаровске действует местная мусульманская религиозная организация – "Махалля "Аль-Фуркан" г. Хабаровск и Хабаровского края Центрального духовного управления мусульман России". Махалля была образована в апреле 2008 года, став центром мусульман в Дальневосточном федеральном округе.

К этому моменту возникла острая необходимость "реанимации" религиозной жизни мусульман в Хабаровске. Мусульмане города испытывали большие сложности в отправлении обрядов. С появлением новой религиозной организации стала функционировать мечеть, которая до этого момента представляла собой деревянный сруб без отопления и каких-либо коммуникаций. К мечети была сделана трехэтажная пристройка, в которой действует медресе. Однако одной мечети, по словам дальневосточного муфтия, катастрофически не хватает. По пятницам приходится выносить мебель из медресе, многие пришедшие на джума- намаз люди размещаются на улице.

Сама мечеть располагается в частном секторе, имеет небольшой двор с халалной столовой. Как и в любом другом мусульманском храме, в хабаровской мечети имеются минареты, однако услышать призыв муэдзина на намаз невозможно. Азан слышен лишь в стенах мечети и медресе. "Мы не используем динамики, потому что смысла нет. Только вред будет. Я не понимаю таких людей, которые в немусульманском государстве делают это. Услышать азан может группа мусульман, а десятки тысяч будут плеваться в сторону мечети. Это недопустимо. Ислам должен быть показан только с лучшей стороны, потому что у него нет плохих сторон. Плохие стороны есть у людей, у плохих руководителей", – считает муфтий Кузнецов. Не так давно хабаровским мусульманам удалось получить 3 га земли фактически в центре города под строительство соборной мечети, которая, по планам, будет вмещать от тысячи до полутора тысяч людей при намазе.

Махалля "Аль-фуркан" имеет свой сайт с одноименным названием. Электронная страница освещает жизнь и деятельность мусульман всего Дальнего Востока России, принадлежащих к компетенции ЦДУМ России. Организация выпускает и свою газету "Минарет Ислама", которая распространяется по всему региону. В этом году в г. Хабаровске был налажен выпуск халалной курятины, часть доходов от ее реализации пойдет на строительство соборной мечети в городе. При хабаровской мечети, кроме медресе, организованы курсы русского и татарского языков, отдельно проводятся специальные занятия для женщин. В городе действует местная женская мусульманская религиозная организация "Муслимат"

Уроки татарского языка призваны удовлетворить потребности большой татарской общины. Русский же язык способствует социализации рабочих мигрантов, которых с каждым годом становится все больше в регионе. Согласно прогнозам Хамзы Кузнецова, именно дети мигрантов будут способствовать развитию экономики и инфраструктуры на Дальнем Востоке.

Одним из наиболее важных факторов развития уммы Хабаровска, а вместе с ней и других мусульманских общин дальневосточного региона, является деятельность городского медресе, которое призвано решать проблему кадров для уммы Дальнего Востока. После завершения строительства мечети в четырехмесячный срок к ней была сделана трехэтажная пристройка. Открытие медресе было запланировано на 1 октября 2009 года, однако из-за финансовых трудностей школа была открыта в начале февраля. За последующие пять месяцев шакирды прошли годовой курс обучения. На сегодняшний день в медресе обучаются 34 студента. Медресе в г. Хабаровске работает по принципу пансионата: ученики живут при духовной школе, посещают светскую общеобразовательную школу, возраст учащихся при этом варьируется от 8 до 20 лет. В медресе ежедневно работает дипломированный педагог, который помогает детям успешно справляться со школьной программой. Этот же человек курирует все вопросы, связанные со светской школой. Деятельность медресе в Хабаровске целиком и полностью направлена на обеспечение общин дальневосточного региона квалифицированными кадрами. Шакирдов с первых дней ориентируют на дальнейшую работу на Дальнем Востоке. По этой причине в школе большой упор делается на русский язык. Сегодня в регионе, по словам самих мусульман, не хватает знатоков в области религиозной теории и практики, однако, как полагает администрация медресе, его выпускники смогут решить эту проблему уже через несколько лет. Интересной особенностью медресе является приверженность его преподавателей суфийскому тарикату, на принципы которого базируется учебный процесс.

Амурская область по численности последователей ислама уступает Хабаровскому краю: она насчитывает около пяти тысяч человек. В области нет ни одной мечети. В городе Зея мусульмане собираются в молитвенном доме, но уже в ближайшем будущем здесь должна появиться мечеть, жители города получили для этого землю. В административном центре Амурской области, Благовещенске, уже 6 лет мусульмане не могут получить землю под строительство мечети. На джума-намаз благовещенцы собираются в арендуемом помещении, вмещающем до четырехсот человек, что создает большие неудобства, особенно в дни мусульманских праздников. В Благовещенске официально зарегистрирована местная мусульманская религиозная организация, которая на данный момент не имеет председателя и имама. Примечательной особенностью является то, что ее учредителями стали 10 представителей различных национальных групп, входящих в состав амурской мусульманской общины. Еще совсем недавно имамом Благовещенска являлся Омарасхаб Омаров, однако семейные обстоятельства вынудили его оставить служение. Председателем организации был юрист И.Фасахов. Наличие в общине образованного и деятельного имама, а также опытного юриста способствовало успешной деятельности в различных сферах, в частности, в пенитенциарной системе, помогало консолидации и духовному развитию верующих. Религиозная организация заключила соглашение с руководством одной из колоний, где была открыта комната намаза для заключенных мусульман. Мусульмане Благовещенска ждут ответа из ЦДУМ на их запрос прислать в город нового опытного наставника. Избрание же председателя организации было решено отложить до приезда в область имама. В настоящее время пятничные намазы возглавляет Мухаммадамин Тулунов, который заведует религиозными вопросами в "Областном Узбекском национально-культурном центре "Олтин Водий" (Золотая долина). Данное учреждение заслуживает внимания в связи с тем, что узбеки составляют почти половину мусульман Амурской области. Центр был открыт в марте 2011 года с целью поддержки узбеков, приезжающих в Амурскую область, главным образом на заработки. "Олтин Водий" наряду с прочим осуществляет благотворительную деятельность, проводит воспитательную работу, уделяя большое внимание духовному развитию. Есть у организации и своя футбольная команда.

В Благовещенске официально нет женской мусульманской организации, однако амурские мусульманки стараются поддерживать общение между собой, оказывать друг другу помощь и поддержку.

Не добившись выделения земли под строительство мечети, мусульмане Благовещенска в этом году на собственные средства приобрели участок в пригороде города, где надеется летом 2012 года начать строительство медресе. В целом, можно сказать, что мусульманская община в Благовещенске постепенно налаживает жизнь в соответствии со своими убеждениями.

Мусульманские организации есть в Биробиджане и городах Приморского края.

Подводя некий итог, можно сделать вывод, что мусульманские общины Дальнего Востока получают все большее развитие. Создается своя инфраструктура, усиливается тенденция социального и культурного включения мусульман в жизнь региона.

Сабрина Гумирова, Исламньюс

.
Автор
islom.uz
Источник
islom.uz
Статьи по теме
Об использовании мисвака перед намазом. t r . Передается от Хузайфы радияллаху анху .Когда Пророк саллаллаху алайхи васаллам вставал ночью для совершения читать полностью

2373 05:59 / 15.01.2019
Сахабы всегда получали знания от Пророка соллаллоху алайхи васаллам и следовали им. Но иногда Пророк соллаллоху алайхи васаллам видя их состоянии предупреждал о читать полностью

3609 11:30 / 29.08.2019
.аяты 1819 В последующих же аятах речь пойдет о проявлении этих истин в реальной действительности, в жизни людей. Прежде всего, еще раз утверждается предыдущая читать полностью

5664 05:26 / 05.01.2017
.  Однажды, когда торговец из Басры делал приготовления для дальнего плавания в направлении Китая, к его кораблю подошел один старец и попросил О господин, я читать полностью

3305 04:37 / 06.01.2017
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью