В результате опроса разных людей были получены совершенно различные мнения и определения понятия «халяльная косметика». Некоторые определили ее как нечто «лишенное запретных компонентов», таких как производные свинины или некоторые биохимические вещества. Другие просто отнесли к ним «подводку для глаз и тушь», а третьи сказали, что это «косметика, подчеркивающая естественную красоту женщины в допустимой манере».
«Мои друзья и я не думаем о том, халяль это или нет, когда дело касается косметики. Дозволенность важна в еде, но в плане других продуктов я не уверена», - говорит 33-летняя Аиша.
Но даже из небольшой выборки интервью ясно, что вопрос халяльной косметики не следует воспринимать с излишней беспечностью. Использовать это понятие в качестве маркетинговой «точки расхождения» или приманкой для покупателей – глубокое неуважение. Более того, ясно, что типы продуктов, заслуживающие марку «халяль», должны подвергаться тщательному анализу.
Когда речь идет о продуктах, помогающих человеку поддерживать чистоту (мыло, шампунь, дезодорант, гель для душа) и сохранять гигиену (увлажняющие кремы, кондиционеры для волос, зубные пасты, жидкости для полоскания рта, бальзамы для губ или солнцезащитные кремы), разработка всеохватывающих стандартов халяль становится актуальной и будет весьма приветствоваться.
Стандарты халяль
Предложенные стандарты халяль потребуют от производителей косметики следования пунктам пищевого стандарта MS 1500 – все ингредиенты должны соответствовать требованиям Шариата, и никакие нехаляльные компоненты, такие как алкоголь или производные свинины, не могут быть включены в состав. Более того, все ингредиенты должны храниться, производиться, упаковываться и доставляться в соответствии со строгими стандартами халяль.
На фоне развития биотехнологий и высокотехнологичных средств против старения сделать верный потребительский выбор становится все сложнее. Мусульмане по всему миру были бы рады покупать продукты по уходу за телом без необходимости контактировать с производителем, проверять каждый ингредиент или советоваться по поводу каждого продукта в мечети.
Однако когда речь заходит о таких продуктах, как яркие лаки для ногтей, декоративная косметика, средства для укладки волос, блески или краски для волос, мнения начинают расходиться. Вопрос о типах косметических средств, подлежащих сертификации халяль в соответствии с новыми стандартами, все еще открыт для обсуждения.
В добавление к тому, какие продукты подлежат сертификации, необходимо иметь в виду вопрос того, насколько эта косметика водопроницаема. Это важно при подготовке к молитве. Лак для ногтей, автозагар, стойкие краски для волос и стойкая губная помада – определенно, об этих сферах косметической индустрии мусульманскому сообществу предстоит поразмыслить.
Бизнес или духовность?
Тот факт, что теперь любой продукт может пройти сертификацию халяль, заставляет некоторых задуматься о том, какие мотивы на самом деле лежат в основе роста этого сегмента рынка.
Подобные нишевые рынки могут сулить большие возможности для бизнеса, но для некоторых людей нет ничего святого, кроме денег. Нет сомнений, что введение стандартов халяльной косметики покажется кое-кому слишком заманчивой возможностью, чтобы ее упустить.
Однако многим мусульманам претит сама мысль о том, что понятие халяль может использоваться в качестве маркетинговой уловки. Халяль - это не просто стандарт произведенной продукции, это священный закон, вера и жизненное руководство, это целая философия и модель поведения.
На самом деле, имеет значение не только то, что идет в производство продукта, но и какова этика компании-производителя, как осуществляется маркетинг продукта и его распространение, и какова действительная мотивация компании в продвижении на данном рынке. «Если у компании есть линия по производству косметики под маркой халяль, но люди, управляющие ей, сами по себе дурные или порочные в плане управления, этических или моральных взглядов, то большинство мусульман не стало бы покупать их товар», - говорит 39-летний Али.
«Перед тем, как купить что-то халяльное, я хотела бы узнать о компании, проверить их веб-сайт, - добавляет 25-летняя Айна. - Самое главное, какова этика и происхождение фирмы, из каких источников они получают свои ингредиенты?»
Малазийский департамент стандартизации становится мировым центром сертификации халяль. В условиях роста спроса у него есть все шансы придать этому развивающемуся рынку больше аутентичности.
Тем не менее, внешний вид – лишь один аспект красоты. Мудро уважать и отдавать ему должное, но не позволяя этому отнять нашу индивидуальность. Красота в полном исламском смысле проистекает из наших поступков, нашего образа жизни, нашей любви и людских сердец.