[аят 33]
В следующем аяте изложены некоторые вопросы наследства:
وَلِكُلٍّ جَعَلْنَا مَوَالِيَ مِمَّا تَرَكَ الْوَالِدَانِوَالْأَقْرَبُونَ وَالَّذِينَ عَقَدَتْ أَيْمَانُكُمْ فَآتُوهُمْنَصِيبَهُمْ إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍشَهِيدًاﯵ
33. И для каждого Мы назначили близких [наследников, кому дается] из того, что оставили родители и ближайшие родственники. А тем, которые связаны вашими клятвами, дайте же им их долю. Поистине, Аллах — над каждой вещью Свидетель.
То есть родственники каждого человека являются его наследниками. Подобно тому, как он получает наследство от своих родителей и родственников, также и от него получают наследство его дети и родственники.
«И для каждого Мы назначили близких [наследников, кому дается] из того, что оставили родители и ближайшие родственники».
Таким образом имущество переходит от поколения к поколению. Во фразе священного аята, гласящей: «А тем, которые связаны вашими клятвами, дайте же им их долю», имеется указание на людей, которые имеют отношение к наследству, не являясь родственниками. На начальном этапе Ислама существовало такое явление. Подобная связь, о которой упоминается фразой «связаны вашими клятвами», в арабском языке называется мувалат. Если мы переведем это как «сдружиться», то можно немного приблизиться к истинному значению и лучше представить, о чем идет речь в аяте. Один из видов мувалатов — это мувалат освобождения. То есть человек, освободивший раба, может заключить с ним соглашение и стать его наследником. Однако здесь есть два условия. Первое — у освобожденного раба не должно быть своих наследников. Второе — если освобожденный раб при жизни совершит преступление (например, убьет человека), то освободивший его (потенциальный наследователь) должен взять на себя обязательство выплаты кровных.
Еще один вид мувалата — это мувалат покровительства. При этом не имеющий наследников и не являющийся арабом человек на основе соглашения заводит дружбу с арабом. Он становится членом семьи своего друга. В соответствии с этим, если он совершит преступление, то его друг выплатит за него возмещение. А если он умрет, то друг получит наследство.
Третий мувалат — это мувалат дружбы. Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам совершил хиджру (вынужденно переселился) в Лучезарную Медину, он подружил между собой мухаджиров и ансаров. И на основе этой дружбы они стали также получать друг от друга наследство.
Ко всему этому, согласно обычаю джахилийи, люди заключали между собой соглашения, которые гласили: «Если я умру, ты получишь мое наследство, а если ты умрешь, то я возьму твое наследство».
Заключительные же аяты, ниспосланные о наследстве, повелели, чтобы наследство получали только родственники. Само собой появился вопрос: «А что будет с нашими ранее заключенными соглашениями о наследстве, ведь мы даже клялись при заключении соглашения?» В ответ на это в аяте говорится:
«А тем, которые связаны вашими клятвами, дайте же им их долю».
То есть соблюдайте ваши соглашения, заключенные до ниспослания аята: давайте им из наследства, но не заключайте об этом новых договоров. Но если вы не будете следовать указаниям в этом деле, то навредите самим себе, потому что:
«Поистине, Аллах — над каждой вещью Свидетель».
.