1446 год 13 Джумадаус сани | 2024 год 14 декабрь, суббота
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Статьи

Тафсир Хилал. Сура "Ниса" (аят 34)

05:50 / 05.01.2017 5905 Режим чтения + -
.

[аят 34]

 

В следующем аяте речь пойдет об упорядочении семьи, о назначении каждому задачи, исходя из его способностей, о способах разрешения возникающих проблем:

الرِّجَالُ قَوَّامُونَ عَلَى النِّسَاءِ بِمَا فَضَّلَ اللَّهُبَعْضَهُمْ عَلَى بَعْضٍ وَبِمَا أَنفَقُوا مِنْ أَمْوَالِهِمْفَالصَّالِحَاتُ قَانِتَاتٌ حَافِظَاتٌ لِّلْغَيْبِ بِمَا حَفِظَاللَّهُ وَاللَّاتِي تَخَافُونَ نُشُوزَهُنَّ فَعِظُوهُنَّوَاهْجُرُوهُنَّ فِي الْمَضَاجِعِ وَاضْرِبُوهُنَّ فَإِنْأَطَعْنَكُمْ فَلَا تَبْغُوا عَلَيْهِنَّ سَبِيلًا إِنَّ اللَّهَ كَانَعَلِيًّا كَبِيرًا

34. Мужчины — стоящие (руководительствующие) над женщинами потому, что Аллах дал одним из них преимущество над другими, и потому, что они расходовали из своих имуществ. А праведные женщины — благоговейные, сохраняющие [честь] в отсутствие [мужей], благодаря тому, что сохранил Аллах. А тех, непокорности которых боитесь — увещевайте же их, и отстраняйтесь от них на ложах, и ударьте их. И если повинуются вам, то не ищите пути против них. Поистине, Аллах — Возвышенный, Великий.

Каждому обществу необходим руководитель. В обществе без руководителя не будет порядка и дисциплины, спокойствия и мира, добра и благодати. Согласно учениям Ислама, семья является самым важным обществом и считается главным кирпичиком большого общества. Подобно тому, как здание из крепких кирпичей получается прочным, также и общество с дружными и прочными семьями является сильным. Нельзя, чтобы у такого важного института, как семья, не было руководителя.

Почему же в Исламе руководство семьей дано мужчине?

На этот вопрос дается такой ответ:

«Мужчины — стоящие (руководительствующие) над женщинами потому, что Аллах дал одним из них преимущество над другими, и потому, что они расходовали из своих имуществ».

Выходит, в вопросе руководства семьей Аллах создал мужчину превосходящим над женщиной. Действительно, мужчина создан так, что своим физическим устройством, внутренним и внешним обликом, психическими, духовными, душевными и другими качествами он идеально подходит для роли руководителя семьи. Кроме того, создание семьи и ее содержание, все расходы на этом пути также лежат на плечах мужчины. Он думает о том, чтобы имущество, обретенное за счет большого труда, не расходовалось понапрасну, и вынужден принимать меры чтобы держать семью в прочном состоянии.

Всевышний Аллах ни одно дело не делает без мудрости. Если мужчина является руководителем семьи и если он осуществляет свое руководство так, как указано в шариате, такие семьи живут в счастье и благоденствии. А семьи, которые не следуют этим указаниям, постигают несчастья, и общества, состоящие из подобных семей, также постигают беды. Здесь, наверное, нет нужды в длинных речах.

При всем том, и в мусульманских обществах порой мы видим нарушение этого общего правила. И в семьях, которыми руководят мужчины, также происходят неприятности. Но даже если так и происходит, то только по вине людей, в частности тех, кто считает себя мусульманином. К сожалению, обозначенное в священном аяте руководство многие воспринимают как право проявлять жестокость, угнетать и притеснять. Но на самом деле руководство — это прежде всего ответственность. И не просто ответственность, а огромная ответственность. В соответствии с этой ответственностью мужчина должен быть покровителем, кормильцем и защитником своей семьи, в том числе и женщины.

«А праведные женщины — благоговейные, сохраняющие [честь] в отсутствие [мужей], благодаря тому, что сохранил Аллах».

То есть в самой природе верующих и праведных женщин есть благоговение, покорность своим мужьям. Значение, которое мы перевели как «благоговейные», в священном аяте выражено словом канитатун. Это слово означает «быть покорной по своей воле, желанию и любви». Значит, благоговение правоверных и праведных женщин своим мужьям происходит от осознания ими своей ответственности, а не потому, что они боятся, принуждаются или по какой-либо другой причине. Такая покорность — это покорность прекрасного человека, осознавшего свое место, свои задачи и свою ответственность в жизни.

Еще одно из свойств верующих и праведных женщин, это то, что они «сохраняющие [честь] в отсутствие [мужей], благодаря тому, что сохранил Аллах».

То есть они хранят права, честь и авторитет своих мужей не только в момент нахождения рядом с ними, но и при их отсутствии. Они хранят права мужей не в соответствии со своими желаниями или по своему разумению, или же согласно требованию своих мужей. А есть в этом отношении единственный Судья, определяющая высшая сторона — Всевышний Аллах. Поэтому в аяте говорится «благодаря тому, что сохранил Аллах». Они защищают то, что велит сохранить Аллах.

Имам Ибн Джарир ат-Табари и Ибн Абу Хатим передают от Абу Хурайры радияллаху анху:

«Посланник алайхиссалам сказал: «Лучшая женщина —— это та, которая радует взор, повинуется твоему приказу и хранит себя и твое имущество при твоем отсутствии»

В хадисе, переданном имамом Ахмадом от Абдуррахмана ибн Ауфа радияллаху анху, Пророк алайхиссалам сказал:

«Если женщина совершает пятикратный намаз, соблюдает месячный пост, соблюдает целомудрие и повинуется мужу, ей будет сказано: “Входи в рай через двери, какие пожелаешь”».

«А тех, непокорности которых боитесь — увещевайте же их, и отстраняйтесь от них на ложах и ударьте их».

При всем том, люди не одинаковы: некоторые женщины не могут быть достойны степени праведности. Многие из них не соблюдают обозначенных пределов, выступают против своих мужей, проявляют непочтительность и непокорность. Как поступать в таких ситуациях? С ними необходимо обходиться, в зависимости от их состояния. Когда только показываются признаки непокорности, и она начинает проявлять непочтительность, ее надо увещевать. Если увещевание дает результат и отношения нормализуются, то цель достигнута. А если это не даст пользы, непокорность и ослушание жены будут продолжаться, тогда применяются другие меры.

Мера второго этапа — это разлука, отстраниться от совместного ложа, не разговаривать. Несомненно, разлука намного действенней увещеваний. Потому что в этом вопросе женщины очень чувствительны. То, что мужья не обращают на них внимания, не разговаривают с ними, заставит их одуматься. Если они еще не совсем потеряли совесть, то эти меры станут поводом образумиться, исправить свои ошибки. Но если и эта мера не окажет воздействия, если женщина совсем потеряет совесть и продолжит проявлять непокорность и ослушиваться, тогда это признак того, что по-доброму она не образумится. Теперь применяется более действенная мера —  с ними будут обращаться так, как обращаются с теми, кто потерял совесть, то есть бьют.

Тем не менее под этим не следует понимать сильное избиение, членовредительство или нанесение увечий. Когда у одного из праведных ученых прошлого спросили о значении «побивания», дозволенного в этом священном аяте, он сказал «Легкий толчок мисваком или пальцем».

Как передается в книгах хадисов, Муавия ибн Хайра ал-Кушайри радияллаху анху спросил:

— О Посланник Аллаха, каковы у наших жен права на нас?

Пророк алайхиссалам сказал:

— Если принимаешь пищу, то кормишь и ее, если одеваешься, то одеваешь и ее. Не бей ее по лицу, не ругай сильно и не предавай разлуке вне дома».

В другом хадисе Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Не бейте рабынь Аллаха!»

То есть не бейте женщин! Подобных хадисов очень много. Как видно, в священном аяте позволение бить женщин дано только для политики устрашения, как крайняя мера воздействия на некоторых своенравных женщин, преступающих грани дозволенного.

Женщина по своей природе бывает скорой на негодование, сентиментальной, эмоционально восприимчивой, торопливой. Из-за какой-то мелочи может проявить непокорность и непочтение к своему мужу. Однако если впоследствии образумится и вернется к повиновению, тогда не останется нужды применять против нее меры. В том числе не надо будет применять и перечисленные выше меры.

«И если повинуются вам, то не ищите пути против них».

Это дело служит укрепляющим семью фактором. Потому что стремление быть в отношении друг друга прощающими всегда стимулирует добрые взаимоотношения. Кто же не последует этим указаниям, то пусть пеняет на себя. Потому что:

«Поистине, Аллах — Возвышенный, Великий».

 

Применением этих мер семейные проблемы полностью не разрешатся. Порой и они могут оказаться неэффективными. Что нужно делать в подобных ситуациях, поясняет следующий аят.

.
Автор
islom.uz
Источник
islom.uz
Статьи по теме
.Тафсир Хилал. Сура Ниса аяты 6465   Если увещевания и наставления помогут, то хорошо, однако необходимо знать, что обычно пророки посылаются не только для того, читать полностью

3906 07:37 / 30.01.2017
Саид ибн Али ибн Ваххаб алКохтони Во имя Аллаха Милостивого, МилосердногоПРЕДИСЛОВИЕ.Хвала Аллаху Мы воздаём Ему хвалу, просим Его о помощи и прощении и читать полностью

1792 12:41 / 15.04.2022
.Футболист Поль Погба совершил умру в Рамадан islamosfera.ru В преддверии чемпионата мира по футболу FIFA2018, 25летний французский футболист сначала решил посетить читать полностью

2612 11:01 / 26.05.2018
.Тафсир Хилал. Сура Ниса аяты 120121 Как было отмечено выше, взявшие в друзья шайтана еще вкусят горечь сожаления и убытка. Потому что шайтан 120. Обещает им и читать полностью

3931 10:19 / 22.03.2017
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью