Бисмиллахир Рахманир Рахим. Да восславится Всевышний Аллах, предписавший нам фардом пост Рамадана! И да будут благословления и приветствия лучшему из Его созданий Мухаммаду, сделавшему нам сунной бодрствование в Рамадане!
Ассаламу алайкум ва рахматуллахи ва барокатуху!
Дорогие братья, разрешите поздравить вас всех с наступлением Рамадана, пришедшего спасительной сенью над нами! Да поможет нам всем Сам Всевышний Аллах в безупречном соблюдении предписанного Им же фардом поста этого месяца, и да примет Он наш пост, и да послужит этот наш пост прощению наших прегрешений уже в этом мире, а в мире последнем станет для нас заступником!
И вместе с тем, да будут нескончаемые восхваления Всевышнему Аллаху за Его помощь в том, что словно яркое озарение внутри света первую ночь этого превеликого месяца мы встречаем с начинанием Хатмул Куръана, что еще больше приумножает уже наступившие для нас благодать, свет и добро.
Совершить хатм Куръана в Рамазане, осуществление этого хатма в намазе является деянием, которое приносит великие благие воздаяния. Куръан есть слово Аллаха, чтение каждой буквы его воздается савабом, и каждый саваб дается приумноженным десятикратно. А если это чтение осуществляется в Рамадане, и к тому же в намазе таравих, то савабы приумножаются еще больше, станет больше благодати, добра. Все это представляется для нас весьма благоприятной порой, которой нужно воспользоваться.
Рамадан в этом году приходится на самую знойную пору лета. В этой связи нынешний сезон поста рассматривается как сезон проявления мужества, отваги, героизма, сезон представления своей покорности Аллаху, считается сезоном безупречного проявления своей покорности и выполнения своего долга перед Господом посредством выполнения великого ибадата.
Нам следует воспринимать этот сезон как наиблагоприятнейший случай, мы должны стремиться извлечь пользу из каждого драгоценного момента этой поры, стремиться сделать этот сезон как можно больше продуктивным. Хвала аллаху, один из таких стремлений уже стало ежегодной традицией в виде познавательных бесед в промежутке совершения намазов таравих. И это также становится причиной для большого добра, благодати.
За период между прошлым и нынешним Рамаданами, многие братья, вспоминая эти самые рамаданские наши встречи, в которых озвучивались наставления, тепло отзывались о них.
Такие встречи стали доступными не только для нашей этой с вами общины, Всевышний Аллах одарил нас возможностями распространять ее на всю страну. Сделал эту нашу встречу таким благим делом, которое стало доступным посредством интернета не только в Узбекистане, но и для всех наших собратьев по религии, наших соотечественников во всех уголках мира.
От них получаем письма, в которых они пишут: «Просматривая в этих, в особенности в ваших мечетях великолепие таравиха, прочувствовав в них богобоязненность людей, просматривая представленные изображения этих встреч, содержание бесед в них, мы еще больше восторгаемся нашей Родиной, нашей религией. В нас горит желание присоединиться к вам…»
Алхамдулиллах, все это делает таким полезным Сам Всевышний Аллах, и да сделает Он приносящим пользу и впредь!
Как обычно, мы и в этом году, прося помощи у Самого Аллаха, составили тематику наших циклических бесед. В составлении плана этих бесед, их порядка и осуществления с нами сотрудничали Комитет по делам религий нашего Правительства, руководство Духовного управления мусульман и другие. Посовещавшись, мы определили перечень посещаемых мечетей, обозначили темы бесед.
В этом сезоне наши беседы мы назвали общим названием «Сердца успокаиваются поминанием Аллаха». Название это взято из Священного Куръана, в котором существует фраза “Алаа бизикриллахи татмаинул кулууб”. То есть «Сердца успокаиваются поминанием Аллаха». Какие слова!
Известно, что человек является венцом творений Всевышнего Аллаха, самым дорогим, самым почитаемым из Его созданий, Его наместником на земле. Вознесению человека на такой уровень почета самое важное место занимает наличие в человеке сердца ― души. Именно человеческая душа превознесла человека на такой уровень, удостоила его быть самым достойным из созданий Аллаха, стать венцом Его творений, являться наместником ― халифом Аллаха на земле.
Тело, форма, кости, плоть, части тела существуют и у других творений Аллаха, но у них нет души. Поэтому они, даже все вместе взятые, не смогут сравниться с человеком. Всех этих существ Всевышний Аллах принудил безвозмездно служить человеку. И только человек превознесен на вершину этого почета.
И как мы сказали, причиной тому ― наличие в нем души. Однако, наличие самой этой души в человеке недостаточно. Душой наделено все человечество. Но своими рабами Всевышний Аллах признает только тех из них, кто уделял должное внимание воспитанию своей души, кто своей душой ― сердцем уверовал в Аллаха и выполняет повеления Его, тем самым облагораживая свое сердце и обретая успокоение. Их Аллах наделит счастье и благоденствием этого и последующего миров.
Великая наука ― наука о воспитании души, которая изучает состояние той самой человеческой души, гласит: когда эта душа человека пребывает без воспитания, она превращается в нафс (плотскую страсть). Само явление «нафс» всегда побуждает к скверному, порочному. Нафсом называется изящная субстанция нутрии человека, которая побуждает, подталкивает его к греховным и порочным делам. Отсюда в народе говорят, такой-то, последовав наущению своего нафса, совершил то-то, поддавшись нафсу допустил скверные действия.
Священный Куръан называет такие нафсы как «ал амаро би су», то есть повелевающий, призывающий своего обладателя к совершению скверных поступков. Такой нафс призывает только ко злу, говоря: «Зачем тебе пробуждаться на рассвете для фаджр-намаза, спи себе сладким сном, выпей-ка такого-то крепкого напитка и гуляй себе в наслаждениях, будь в кутежах, побалуй себя, пока молод». Именно такой нафс называется “нафс ал амаро би су” ― «нафс, повелевающий ко злу нафс».
Если же человек уверует в Аллаха, станет выполнять Его повеления и направлять свой нафс туда, куда пожелает сам, то то теперь его нафс превращается в «лавваму», то есть в «упрекающий нафс».
Такой нафс постоянно укоряет своего обладателя, говоря: «Эй ты, почему же ты все еще спишь, вставай, ведь ты уже опаздываешь, почему ты не выполняешь такое-то дело, ведь если не выполнишь, то станешь грешником». Таким образом вооруженный ийманом нафс постоянно призывает своего обладателя к совершению благодеяний, к ибадату, добру, благодати, распространению добрых дел.
И теперь, если раб Аллаха, примет к сведению упреки того самого укоряющего нафса и исправится, станет совершать должным образом свои ибадаты, станет соблюдать повеления шариата, совершать добро в отношении всех существ и будет воздерживаться от совершения злодеяний, то душа такого человека в итоге становится душой «мутмаъинна», то есть умиротворенной душой. Она перестанет обращать внимание на всякие мелочи, она обращена в основном к Аллаху.
Стало быть, наша задача состоит именно в этом. Мы не должны соглашаться с тем, чтобы наш нафс стал повелевающим нас ко злу. Раз уж наш нафс встал на правильный путь и будучи верующим укоряет нас, то мы должны прислушаться к его упрекам и обрести нафс умиротворенный. Для этого нужен зикр Аллаха.
«Зикр» это арабское слово, которое означает «поминать», «заучивать наизусть», «вспоминать», «упоминать» и тому подобное. Человек может поминать кого-либо, даже если помнит о нем, что происходит ради возвеличивания поминаемого. В то же время, поминающий посредством такого зикра может удостоиться великих степеней, высокого положения. В особенности, такое дело считается великим, если поминается Аллах.
Зикр Аллаха, поминать его, поминать на устах, поминать в своем сердце, поминать Аллаха особыми фразами зикра, все это считается величайшим, самым воздаваемым поклонением после чтения Куръана. Тилават Куръана сопровождается озвучиванием превеликих фраз. Вслед за ними наиболее савабным делом считается поминание Аллаха словами и фразами, которые упомянуты в том же Куръане и сунне, такими словами, как Субханаллахи, Алхамдулиллахи, Лаа илааха иллаллахи, Аллаху Акбар.
Наряду с тем, что такое дело воздается множеством саваба, оно еще и очищает человеческое сердце ― его душу. Оно помогает восхождению того самого укоряющего нафса до уровня нафса умиротворенного.
Этом повелел в Куръане Сам Аллах, Пречист Он и Всевышний.
В одном из аятов, обращаясь к своим верующим рабам, Он говорит:
«О вы, которые уверовали! Премного поминайте Аллаха, и поминайте Его пречистым денно и нощно»
Произносите «субханаллахи», то все время есть повторяйте, «Пречист Он», «Пречист Он». Аллах пречист от всех тех пороков, которых приписывают Ему мушрики, неверные и прочие. Он Пречист от всего порочного. Ведь именно это повелевал Всевышний Аллах своим рабам. Также и во многих других аятах Он повелевал поминать Его.
Удостоившихся похвалы из своих рабов, Всевышний Аллах упоминает как «закириналлоха касиран ва закираати». То есть поминающие Аллаха премного мужчины и поминающие Аллаха премного женщины. Поминанием Аллаха степень раба возвышается. Оба его мира наполняются счастьем и благоденствием.
В другом аяте Всевышний Аллах говорит так: «Так поминайте же Меня, Я буду поминать вас». Обратите внимание на эти слова!
Кто станет поминать Всевышнего Аллаха, вспоминать Его, напоминать о Нем, того раба станет поминать и Сам Всевышний Аллах. Аллах Превелик. Все, что сотворено Аллахом, также является великим: небеса безграничны, звезды неисчислимы, всему этому нет предела, безгранично. Существуют величественные горы, океаны, великие творения. Перед всем этим человек кажется мельчайшей частицей, он очень мал, чрезвычайно ничтожен. Но при всей его такой мизерности, Аллах удостоил его счастья быть поминаемым Аллахом вследствие того, что он поминает Аллаха.
Подумайте сами. Если кто-то из авторитетных людей передаст через кого-то нам привет, то мы неимоверно возрадуемся этому. Мы говорим про себя: «такой человек вспомнил обо мне».
А теперь представьте, насколько это велико, когда вспоминает о нас Сам Всевышний Аллах, когда Он Сам обещает, что станет поминать нас. По этой самой причине нам следует хорошенько понимать дело зикра Аллаха и следовать этому.
Прежде всего все ибадаты, которым нас повелевал Аллах, представляют собой самые большие зикры Аллаха.
Всевышний Аллах смилостивился сказать в Священном Куръане так:
«И совершайте намаз безупречно для поминания Меня»
Намаз с начала до конца состоит из зикра Аллаха. Совершу омовение дабы исполнить намаз, также есть зикр Аллаха. Ибо люди это делают с намерением исполнить повеление Аллаха. В омовении каждое действие является сплошным зикром, омовение каждой части тела сопровождается зикром, само обращение в сторону киблы является зикром, слова такбира есть зикр, тилават Куръана есть зикр, тасбихи, такбиры и тахлилы ¬ все это есть зикр.
Вот мы соблюдаем пост ― тоже зикр Аллаха. И что такое бодрствование, тогда как многие спят? Это тоже зикр Аллаха. Ведь мы думаем: «Аллах повелел мне начать пост еще до начала рассвета». Всюду присутствует зикр Аллаха.
Но вместе с тем, даже после выполнения всех этих поклонений должным образом, вновь согласно повелению Аллаха мы поминаем Аллаха Его именами, Его сифатами, действиями, о которых упомянуто в Куръане и сунне. Рабы должны совершать и это.
Говоря о том, что «Сердца успокаиваются поминанием Аллаха», мы особо подразумевали именно такой зикр. Ведь вознамерившись на зикр Аллаха мы в наших этих выступлениях подразумеваем и совершаем зикр именно поминая некоторые имена Аллаха, Его сифаты, деяния, например произносим Субханаллахи, или Алхамдулиллахи, или Аллаху Акбар.
Ибо, алхамдулиллах, уровень религиозной грамотности наших людей намного повысился. Например, до независимости, постящихся людей в наших кварталах можно было сосчитать по пальцам, столько же было и совершающих намаз. Теперь же, хвала Аллаху, постятся, совершают намаз многие, изыскавшие возможность едут на хадж, когда становится фардом закáт, то дают закáт. Люди теперь спрашивают: «Что нам делать теперь? Мы не совершали намаз, теперь совершаем, не постились, теперь постимся, и на хадж едут, и закáт дают. Что будем делать теперь?»
Такой вопрос исходит от многих. Все те, кто приходит ко мне на прием, те, с кем я встречаюсь на мероприятиях, говорят, что надеются поднять уровень своего ибадата, своей веры в Аллаха, своей богобоязненности еще выше. И в качестве осуществления той самой надежды, как ответ на все те просьбы, в наших проповедях в течение этого благословенного месяца мы постараемся, инашааллах, упомянуть все основные и важные моменты о знаниях по зикру Аллаха. Это мы можем назвать уроками по воспитанию души. Наша цель ― дабы «Сердца успокоились поминанием Аллаха», стали умиротворенными, чтобы обладатели таких душ стали самыми величественными людьми на свете, чтобы они всегда были привязаны к Аллаху, чтобы ни н мгновение они не остались в стороне от Аллаха.
И только тогда человек станет настоящим правоверным, истинным закиром, подлинным рабом Аллаха. Тогда он осознает свое рабство по отношению к Нему, и господство своего господа. Это есть истина.
Ибо Аллах не создавал раба так, чтобы он потом был предоставлен самому себе. Сотворивший ― Аллах, держащий ― Аллаха, ведающий обо всех действиях Своего раба ― Аллах, Знающий о каждой его мысли ― Аллах, все под Его пристальным взором. Он видит все, слышит все, ведет счет всего. Раб же должен учитывать это. Ни на мгновение он не должен покидать поминание Аллаха. Его сердце должно быть занято непрерывным зикром Аллаха.
Зикр есть важный фактор, связующий раба с его Господом. Мы с вами изучим эти истины. Например, наши улемы детально описали в книгах по фикху все подробности о том, что все озвучено в Куръане, в сунне ― фардность намаза, его столпы, стояние в нем, рукуъ, саджда, каъда, они даже дли пояснения для тех, кто не понимает арабского.
Таким же образом, наши шейхи и учителя по воспитанию души, изучавшие все аяты и хадисы по совершению зикра Аллаха, показали нам и пояснили, как нам осуществить свои действия в этом деле. Большинство из них мы издали в книге «Воспитание души». Об этом сказано в книгах «Воспитание души», «Представление о тасаввуфе», в нескольких джузах серии «Хадисы и жизнь», существует джуз с названием «Зикры, молитвы, истигфар и тауба», а также другие книги. Также об этом сказано и в объемной книге «Пояснения к обладающим достоинствами мудростям» в пяти томах, которая выйдет в свет в ближайшее время и каждый том которой состоит из 400 страниц. До тех пор, иншааллах, эти вопросы мы изучим в наших с вами этих беседах.
Да сделает Всевышний Аллах священный Рамадан сенью над нашими головами, и сделает это благое дело поклонением, которое послужит прощению наших грехов!
Да поможет нам Сам Всевышний Аллах в том, чтобы мы удостоились как можно больших савабов и прощения наших грехов, полноценно соблюдая пост в дневное время этого благословенного месяца и безупречно совершая таравих-намазы по ночам.
Да приумножит награды уважаемым нашим имамам, нашим кари и всем служителям, которые организуют эти таравих намазы и хатмы, служат нашему народу, нашей отчизне, нашей религии, нашему Куръану!
Ва соллаллаху таъала ала хойри холкихи Мухаммад ва ала алихи ва асхабихи аджмаъин. Бирахматика йа архамар рахимин!
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф
из серии рамаданских бесед "Сердца успокаиваются поминанием Аллаха"