Результаты научных исследований в области религии показывают, что религиозность как общечеловеческое качество в равной мере присуща и нашим древним предкам и нынешним поколениям.
Ни один народ до сих пор не существовал без религии. Мы уже отмечали: такие понятия, как Бог, вера заложены в самой природе человека, и они даны ему внешней сверхъестественной силой, Создателем, Богом, Аллахом.
Один из крупнейших ученых, поддерживающих и развивающих эту идею, шотландец Эндрю Лэнг (Andrew Lang, 1844–1912) отмечал:
«Каждый человек живет с мыслью о том, что все сущее в мире имеет первопричину. Этого уже достаточно для того, чтобы быть верующим. Ибо коль скоро существует мир, есть у него и Творец. Каждый непременно придет к выводу о существовании Творца тех вещей, которых он, человек, не умеет создавать.
Недаром в жизни всех поколений человечества существуют такие понятия, как отец, хозяин, господин.
При первобытнообщинном строе первичное религиозное убеждение было в первозданно чистом виде. Впоследствии оно обросло и перемешалось с легендами».
Теория происхождения религии Эндрю Лэнга долгое время оставалась непризнанной. Ее правильность получила подтверждение лишь после того, как был разработан метод исторической антропологии. Специалист в этой области, знаток этнографии индоевропейцев профессор Венского университета Леопольд фон Шредер обосновал наличие у этой древнейшей расы идеи о высшем Божестве. Как определил фон Шредер, религия у них зиждилась на трех основах: преклонение перед природой; поклонение духам покойных предков; преклонение перед старшим Творцом, Богом добра. Но этот ученый не изложил, какая из этих трех основ самая древняя.
Тот же культ старшего Бога, Творца всего сущего и всемогущего распределителя судеб, подтверждается, например, исследованиями обычаев древних индейцев Калифорнии доктора Кребера (Kroeber, Alfred Louis, 1876–1960).
Естественность веры, ее древнейшее происхождение и возрождение у каждого нового поколения отмечается многими учеными.
Доктор Поль Кларенс, в частности, проницательно замечает: «Человек постоянно ощущает наличие более сильного, чем у себя, ума, более высокого, чем собственное, мастерства. Это и приводит к вере в Бога».
Конечно, нельзя не признать, что Бог – всегда есть и будет Тайной, Он и дела Его сокрыты от наших глаз. Человеку нелегко обосновать существование Аллаха при помощи одних только материальных аргументов. Вот почему для укрепления веры, наряду с вещественными, должны быть и духовные свидетельства. Иначе говоря, мы достигнем полной веры только в том случае, если к своей просвещенности в материальных сторонах этого бескрайнего мира прибавим еще свои чувственные, сокровенные ощущения и состояния, любовь, а также присущие истинному человеку лучшие, высокие духовно-нравственные качества.
В точности, скрупулезно определить все причины веры миллионов и миллионов разумных людей в Творца, разумеется, невозможно, да и вряд ли вообще нужно. Это ведь тоже одна из Его тайн. Но вера сама по себе уже есть сильнейшее доказательство существования Аллаха. И такая истина тоже выражена в Куръане.
В частности, в суре «Рум» указывается:
«Обрати же свой лик к религии ханифом. (Это) – врожденное свойство, с которым Аллаха сотворил людей. Нет изменения творению Аллаха. Это – безупречная религия, но большинство людей не знают! – будучи возвращающимися к Нему. И остерегайтесь Его, и безупречно совершайте намаз, и не будьте из многобожников» (аяты 30, 31).
Итак, Куръан подчеркивает, что религия присутствует в самой сути человека, он рождается предрасположенным к вере в Творца всего мира и в единство Создателя. Оказываясь наедине с самим собой, человек всегда задумывается о существе и смысле жизни и неминуемо приходит к этому. Однако многие люди, к сожалению, не задумываются о собственной природе, в том числе недопонимают, что религиозность также заложена в них. К осознанию такой особенности приходят только те, кто глубоко мыслит, живет напряженной внутренней жизнью. И эту великую способность нам тоже дал Бог, а необходимость ее провозглашает Куръан.
Передается от Абу Хурайры:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Каждый рожденный рождается с чистой природой, а родители делают его иудеем, или христианином или огнепоклонником...».
Передали Бухари и Муслим.
Известно, что в самые трудные моменты своей жизни каждый, вольно или невольно, обращается за помощью к Богу. Хотя бы это уже является доказательством религиозной составляющей в природе человека. Упоминавшийся ученый Моррисон писал: «С первых дней своей истории по сегодняшний день человек ищет личность, которая была бы сильнее и выше его самого, что тоже является подтверждением присущей человеческой природе религиозности. Эту истину подчеркивает и наука».
То есть, опять-таки, обращение к Богу естественно; на сей счет Куръан дает множество аятов.
«И когда коснулось людей зло, молились своему Господу, будучи возвращающимися к Нему. Потом, когда Он дал им вкусить милосердия от Себя, вот часть из них своему Господу придают сотоварищей», – говорится в суре «Румы» (аят 33).
А в суре «Лукман» сказано:
«И когда накроет их волна, как тени (гора), молятся Аллаху, будучи искренними в Его религии…» (аят 32).
Как видно, научные исследования нашего века, посвященные изучению религий, доказали теорию Куръана. Чувство веры в Аллаха, Творца свойственно человеческой натуре с самого начала. Уже это является доказательством того, что Куръан является словом Аллаха.
.