РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ: Классификация сообщений с учетом того, как они дошли до нас
Принимая во внимание то, как именно дошли до нас те или иные сообщения, их можно разделить на две группы:
1. Если сообщение передается очень многими путями, оп ределенное количество которых не установлено, оно относит ся к числу сообщений, именуемых “мутаватир”.
2. Если сообщение передается небольшим количеством пу тей, оно относится к числу отдельных сообщений (āхāд).
Каждая из вышеупомянутых групп подразделяется на под группы и отличается своими особенностями, о чем, если захо чет Аллах Всевышний, я буду подробно говорить позже, а сей час перейду к исследованию сообщений, именующихся “му таватир”.
ТЕМА ПЕРВАЯ
Сообщения, относящиеся к категории “мутаватир”[1]
1. Определение
а) По форме слово المُتَواتِر “мутаватир” является причастием действительного залога, образованным от масдара[2] “таватур” – следование один за другим.
б) Терминологическое значение слова “таватур”: переда ча сообщения таким большим количеством передатчиков, что обычно это исключает возможность вступления ими в сговор с целью его фальсификации.
Смысл этого определения: имеется в виду такой хадис или же такое сообщение, которое передается многими передатчи ками каждого из разрядов его иснада, что позволяет разуму сделать вывод о невозможности допущения того, что все эти передатчики сговорились между собой относительно подделки этого сообщения.
2. Условия, которым должно удовлетворять такое сообщение
Из пояснений к определению ясно, что к категории “мута ватир” сообщение можно отнести лишь в том случае, если оно удовлетворяет четырем условиям:
а) Если оно передается большим количеством передатчи ков. Относительно минимального их количества единого мне ния нет, но в основном считается, что их должно быть не ме нее десяти.[3]
б) Такое количество передатчиков должно быть в каждом из разрядов иснада.
в) Не должно вызывать сомнений то, что они не могли сго вориться между собой с целью фальсификации.[4]
г) В основе их сообщения должно лежать то, что может быть воспринято с помощью чувств.
Имеются в виду их слова: «Мы слышали…», или: «Мы виде ли…», или: «Мы прикасались…» Если же в основе их сообще ний лежат умозаключения, например о возникновении мира, то такие сообщения не могут быть отнесены к категории“му таватир”.
3. Суждение о таком сообщении
Сообщение, относящееся к категории “мутаватир”, заклю чает в себе такую необходимую или же достоверную информа цию, которой человек обязан верить столь безоговорочно, буд то он сам является свидетелем того, о чем говорится в этом со общении, не испытывая никаких сомнений относительно этого. Таковы требования, предъявляемые к рассматриваемым нами сообщениям, и поэтому все они должны приниматься, в вы яснении же подробностей деятельности передатчиков необхо димости нет.
4. Группы таких сообщений
Сообщения, относящиеся к категории “мутаватир”, под разделяются на две группы: словесные (аль-мутаватир аль-ляфзи) и смысловые (аль-мутаватир аль-ма‘нави).
а) “Аль-мутаватир аль-ляфзи” – это такие сообщения, ко торые идентичны друг другу как по форме, так и по смыслу.
Примером может служить хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
] مَنْ كَذَبَ عَلَيَّ مُتَعَمِّدًا فَلْيَتَبَوَّأْ مَقْعَدَهُ مِنْ النَّارِ [
«Пусть (приготовится) занять свое место в огне тот, кто на меренно возвел на меня ложь», и который передается со слов более чем семидесяти сподвижников.
б) “Аль-мутаватир аль-ма‘нави” – это такие сообщения, которые идентичны друг другу только по смыслу.
В пример можно привести хадисы, где сообщается о возде вании рук к небу во время обращения с мольбами к Аллаху. Насчитывается более ста хадисов о пророке, да благословит его Аллах и приветствует, в каж дом из которых приводится сообщение о том, что, обращаясь с мольбами к Аллаху, он поднимал руки. Все эти хадисы касаются различных вопросов, и в этом смысле они не относятся к категории “мутаватир”, однако их общий элемент, а именно сообщения о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, воздевал руки, позво ляют отнести их к этой категории с учетом всей совокупности путей передачи этих хадисов.[5]
5. Наличие таких сообщений
Известно немало хадисов, относящихся к категории “мута ватир”, например хадисы о водоеме пророка, да благословит его Аллах и приветствует, хадисы о протирании кожаных носков (хуффейн) во время омове ния, хадисы о воздевании рук к небу во время молитвы, хадис, где сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да порадует Ал лах услышавшего от нас что-либо и передавшего (услышанное другим точно) так же, как он услышал это…», и много других хадисов, однако если посмотреть на количество отдельных (āхāд) хадисов, то мы увидим, что по сравнению с ними коли чество хадисов “мутаватир” очень невелико.
6. Наиболее известные сочинения, посвященные хадисам, которые относятся к категории “мутаватир”
Улемы уделяли большое внимание собиранию хадисов, от носящихся к категории “мутаватир”, и составлению из них отдельных сборников с целью облегчения доступа к ним стре мящимся к знанию. В пример можно привести следующие со чинения:
а) Разбитое на главы сочинение ас-Суйути “Аль-азхар аль-мутанасира фи-ль-ахбар аль-мутаватира”.
б) “Катф аль-азхар”, также принадлежащее перу ас-Суйу ти. Это сочинение представляет собой краткое изложение предыдущего.
в) “Назм аль-мутанасир мин аль-хадис аль-мутаватир” Мухаммада бин Джафара аль-Каттани.
[1] Имеется в виду, что все эти сообщения подтверждают друг друга, являясь идентичными по смыслу.
[2] “Масдар” – отглагольное имя.
[3] См.: “Тадриб ар-рави”, т. 2, стр. 177.
[4] Имеется в виду, что они должны были жить в разных странах, или отно ситься к разным национальностям, или принадлежать к различным мазха бам и так далее. С учетом этого требования некоторые сообщения, пере даваемые большим количеством передатчиков, не считаются относящимися к категории “мутаватир”, тогда как сообщения, передаваемые относи тельно небольшим количеством передатчиков, могут быть отнесены к их числу. Таким образом, среди прочего это зависит и от положения передат чиков.
[5] См.:«Тадриб ар-рави», т. 2, стр. 180.
.