183. О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он предписан тем, кто был до вас, – может быть, вы будете богобоязненны!
Этот аят начинается воззванием Аллаха к мусульманам:
“О те, которые уверовали!”
Этот глас – пред важного и нелегкого дела, доверяемого своим любимым рабам, готовым, в своею очередь выполнить любое поручение любимого Аллаха – наполняет сердце мусульманина энергией. Аллах предписывает мусульманам обязательность поста.
“Предписан вам пост, так же как он предписан тем, кто был до вас”
Из содержания аята видно, что пост не новоявленная традиция, он соблюдался издревле представителями разных религий. Богословы, изучившие историю религий, констатируют, что пост существует во всех религиях, даже не в божественных. Они разнообразны лишь по форме. В некоторых религиях пост выражается в отказе лишь от некоторых блюд. Например, в христианстве считается постом не употребление пищи животного происхождения в течение сорока дней. В различных ветвях христианства посты соблюдаются по-разному.
Пост в Исламе приобретает поистине божественное значение. Пост по арабски “савм”, что по толковому словарю означает воздержать себя. По шариату в месяце Рамадан предписано воздерживаться от еды, питья и плотских утех от утренней зари до наступления ночи. В конце аята Аллах излагает конечную цель поста: “может быть вы будете богобоязненны”. Следовательно, пост один из путей постижения Аллаха, ибо только постигший Аллаха, боится его. В душе постящегося должен вспыхнуть луч веры, пробудится дух осознания истины. Если у постящегося не пробуждается чувство веры, то такой пост нельзя считать настоящим. Пост способствует обузданию плотских желаний, регулированию чувств и потребностей желудка. Пост помогает вырваться из тисков желаний, и обратить себя служению Аллаху. Того, кто постится из веры и убеждения, Аллах вознаградит счастьем и благополучием на земле и небесах, ибо путь к счастью лежит через Аллаха.
В данном аяте сообщается об обязательности поста. В прежних уммах, бывало, постились год или полгода, естественно, возникает вопрос о сроке поста. Следующий аят даст на это ответ:
184. На отсчитанные дни; а кто из вас болен или в пути, то – число других дней. А на тех, которые могут (но с трудом) то, – выкуп накормлением бедняка. Кто же добровольно возьмется за благо, это – лучше для него. А чтобы вы постились, это – лучше для вас, если вы знаете.
Срок предписанного обязательного поста считанные дни.
Держать пост нелегкое дело. Поэтому Аллах дает облегчение больным и тем, кто в пути, чтобы не усугублять их затруднительное состояние:
“а кто из вас болен или в пути, то – число других дней”.
То есть, для них дни поста отодвигаются в более благоприятные для них дни: после выздоровления и возвращения с пути. Богословы причисляют к больным также кормящих матерей и беременных женщин. Беременная женщина будет постится после родов столько дней, сколько она пропустила. Кормилица после отторжения ребенка от груди, тоже, соответственно пропущенным дням.
“А на тех, которые могут (но с трудом) это – выкуп накормлением бедняка”.
В число таких “которые могут это (но с трудом)” входят люди престарелые, которым трудно физически осилить пост... Поэтому они за каждый пропущенный день в качестве выкупа должны накормить бедняка. Вид еды определяется средним благом, готовящимся к ужину. В шариате это подношение называется фидья.
Богословы причисляют к названному ряду и тяжелобольных, которые безысходно болеют уже много лет. Постится, они не могут ни в сам период поста, ни после.
“Кто же добровольно возьмется за благо, это – лучше для него”.
Здесь имеется виду, кто во благо Аллаха будет кормить не одного, а несколько человек, не простыми блюдами, а лучшими, то сделает доброе дело, которое зачтется ему.
“А чтобы вы постились, это – лучше для вас”.
Пост, как и другие предписания, полезен тому лицу, который придерживается его. Через него можно проложить путь в рай, добиться высоких степеней, закалить волю, усилить чувство милосердия, укрепить веру, улучшить собственное здоровье и многое другое.
185. Месяц рамадан, в который был ниспослан Коран в руководство для людей и как разъяснение прямого пути и различения, – и вот, кто из вас застает этот месяц, пусть проводит его в посту, а кто болен или в пути, то – число других дней. Аллах хочет для вас облегчения, а не хочет затруднения для вас, и чтобы вы завершили число и возвеличили Аллаха за то, что Он вывел вас, – может быть вы будете благодарны!
В предыдущем аяте говорилось, что срок поста – “считанные дни”, в данном же аяте называется конкретное время “считанных дней” – месяц рамадан. В то же время называется особенность этого месяца.
Месяц рамадан считается самым благоприятным временем в году. О его достоинствах существует множество хадисов, речей богословов, восхвалений, стихов и книг. Но самая высокая характеристика этому месяцу дана самим Всевышним в его словах – откровениях. Они приводятся в различных сурах. А данном аяте приводится основное достоинство месяца рамадан. А именно:
“... в который был ниспослан Коран в руководство для людей и как разъяснение прямого пути и различения...”
Избрание Аллахом именно этого месяца для ниспослания вечного чуда – Корана, указующего правильный путь человечеству до дня Суда, возвеличивает месяц рамадана. Теперь этот месяц становится еще значительней, – в этой период предписывается держать пост, – и он становится священным для мусульман.
Кто во здравии дожил до этого месяца, кто увидел его взошедшим или услышал его наступление,
“пусть проводит его в посту”.
Это общее указание, однако, чтобы люди не думали что это касается поголовно всех, в данном аяте еще раз напоминается об исключениях некоторым из них:
“а кто болен или в пути, то – число других дней”.
Затем, чтобы люди снискали любовь к предписанному посту, в аяте говорится:
“Аллах хочет для вас облегчение, а не хочет затруднения для вас”.
Вечное желание для рабов божьих – облегчение, спасение от тяжких и изнурительных забот – вот главное и основное правило Исламской религии. Исламский шариат (законодательство) построено на основе облегчения жизни своей уммы и каждого мусульманина в отдельности. Посылая своих сподвижников Моуза ибн Жабала и Абу Мусо аль – Ашъарийа в Емень, пророк Мухаммад алайхиссалам сказал им: “произнесите хорошие слова, и ни в коем случае не плохих. Облегчите как можно, и ни в коем случае не затрудняйте людей”.
В этом аяте, Аллах так же напоминает о ниспосланных облегчениях. Кто бы мог возразить, если бы Аллах приказал всем держать пост, ведь Он имеет на это право. Но Он милостив и милосерден и разрешает своим рабам перенести свои обязательства в другое, удобное для них время.
Кроме того, Аллах мог бы назначить более длительный срок для поста, два, три и более месяцев, а не месяц, как он предписал. Этот небольшой срок – тоже облегчение.
Выполнять предписание Аллаха долг каждого Его раба. Никто не имеет права задаваться вопросами: Для чего? Есть ли от этого польза, и в чем она? Тем не менее, для укрепления веры, утверждения чудотворности божественных указов, сообщаются некоторые сведения. В частности, мы имеем множество научных и практических подтверждений тому, что мусульманский пост, как и многие другие предписания Аллаха, полезен для организма человека, хотя многие и не хотят этого признать, даже будучи знакомы с Кораном и Исламом. Не секрет сегодня, многие ученые мира говорят, что для поддержки здоровья, организму человека не мешает месяц ва году поголодать.
Чтобы быть не обделенными от благ Господа, те, кто по уважительным причинам не могут постится, имеют право восполнить этот пробел позже. Поистине, исполнение поста стоит того, чтобы восхвалять и благодарить Аллаха.
“...и чтобы вы завершили число и возвеличили Аллаха за то, что он вывел вас, – может быть, вы будете благодарны!”
Да, надо неустанно возвеличивать Аллаха, вечно благодарить Его за условия созданные для сотворения всех предписаний Ислама, способствующих достойно исполнить человеческий долг, смыть допущенные грехи, сотворить добрые дела, дабы душа нашла покой в земной и загробной жизни.
Каждое предписание должно вести к сближению с Аллахом, к укреплению веры в правильность избранного пути.
В следующем аяте речь пойдет о молитве - дуо. Затем, опять будет продолжена тема поста. Богословы это понимают как намек на то, что месяц рамадан большей частью должен быть, посвящен молитвам:
186. А когда спрашивают тебя рабы Мои обо Мне, то ведь Я – близок, отвечаю призыву зовущего, когда он позовет Меня. Пусть же они отвечают Мне и пусть уверуют в Меня, – может быть, они пойдут прямо!
Как рассказывает Ибн Аби Хатим, один бедуин, прибыв из пустыни, спросил: “О, посланник Аллаха, скажи, близок ли к нам Аллах, услышит ли наши молитвы, или нам следует кричать, если Он далек?!”
Мухаммад алайхиссалам, не найдя что ответить, поник в молчании. Тогда Аллах ниспослал ему откровение “А когда спрашивают тебя рабы Мои обо Мне”.
В этом аяте Аллах излагает свою близость к рабам своим. Эта мысль повторяется и в хадисе имама Абу Мусо аль - Ашъарийа, да будет Аллах доволен им. Он говорит: “Мы были с пророком алайхиссаламом на поле битвы, где - то поднимались на возвышенность, то спускались в низину, и в полный голос возвеличивали Аллаха. Тогда пророк правоверных приблизился к нам и сказал: “Эй, люди, пожалейте себя. Вы возносите молитву не глухому, и не исчезнувшему, а тому, кто слышит и видит. Тот, которого вы возносите ближе к вам, чем даже гривы вашего коня”.
Если вникнуть глубже в аят, то выясняется, что рабы божьи с вопросом об Аллахе обращаются к пророку алайхиссаламу. Отвечает же рабам своим непосредственно Аллах. Аллах здесь не призывает в посредники своего посланника, чтобы тот передал спрашивающим его слова, как это делалось ранее, а Сам отвечает им. Это весьма тонкое обстоятельство, свидетельствует о близости Аллаха к своим рабам. Мысль эта выражена в следующей строке аята:
“Я – близок, отвечаю призыву зовущего, когда он позовет Меня”.
Не “слышу”, не “учту ваши” молитвы, а “отвечаю призыву зовущего”. Подобные слова поощряют рабов божьих еще больше обращаться к Аллаху. В ответ на такую близость и отзывчивость Аллаха, рабы божьи отвечают готовностью и старанием. В их откликах на призывы Аллаха должны звучать вера и покорность:
“Пусть же они отвечают Мне и пусть уверуют в Меня”.
В чью пользу служат вера и покорность рабов божьих? Порой люди не понимают оптимальности такого поведения. В данном аяте, Аллах утверждает, что вера и покорность Его воле идут на пользу только самих людей:
“... может быть, они пойдут прямо!”
Просить у Аллаха благополучия, постоянно обращаться к Нему с молитвами, должно стать привычкой мусульманина. Молитва считается мозгом веры. Существует много хадисов о молитвах, восходящих к пророку алайхиссаламу. Имам Ахмад ибн Ханбал, ссылаясь на рассказанное Абу Саидом, да будет доволен им Аллах, говорит: “Если мусульманин не греша, не злобствуя на родственников, обратится к Аллаху с молитвой и попросит его о чем-нибудь, то Аллах даст ему одно из трех исходов. Быстро исполнит пожелание. Или сохранит просьбу до дня Суда. Либо отвратит от него зло равное, по количеству, попрошенному”.
От Абдуллаха ибн Амра, да будет доволен им Аллах, Имам Ахмад рассказывает, что пророк алайхиссалам говорил: “Души людей подобны сосудам. Некоторые вмещают больше других. Если вы хотите попросить что-либо у Аллаха, то сначала уверитесь в его исполнении и лишь затем попросите. Просьба человека, душа которого находится в неведении, не будет принята Аллахом”.
Имам Бухари в хадисе от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, так излагает слова пророка алайхиссалама: “Если раб божий не будет торопить, то молитва его будет принята. Пусть не говорит, что он молился, но молитва его не исполнилась”.
Для принятия Аллахом молитв, необходимо соблюсти условия, нравственные нормы, и отведенное этому время. В частности, принимаются молитвы постящегося человека. В хадисе Имама Абу Давуда от Абдуллаха ибн Умара, да будет доволен им Аллах, пророк алайхиссалам говорит: “У постящегося, есть молитва во время ночной трапезы, он может попросить Аллаха о чем-либо, и просьба и молитва его будут приняты”.
Далее опять следуют предписания, относящиеся к посту:
187. Разрешается вам в ночь поста приближение к вашим женам: они – одеяние для вас, а вы – одеяние для них. Узнал Аллах, что вы обманываете самих себя, и обратился к вам, и простил вас. А теперь прикасайтесь к ним и ищите того, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока не станет различаться пред вами белая нитка и черная нитка на заре, потом выполняйте пост до ночи. И не прикасайтесь к ним, когда вы благочестиво пребываете в местах поклонения. Таковы границы Аллаха, не приближайтесь же к ним! Так разъясняет Аллах Свои знамения людям, - может быть, они будут богобоязненны!
Во времена, когда впервые был предписан пост, человеку, уснувшему после еды, если он просыпался ночью, не разрешалось больше есть, и сближаться с женой. Один из ансаров – жителей Медины – Кайс ибн Сарма, постившийся и работавший днем в саду, придя вечером домой в разрешенное для еды время, спросил у жены: “Готов ли ужин?”, на что жена ответила: “Нет, сейчас раздобуду чего-нибудь”, и вышла. Уставший от изнурительной работы муж, заснул. Вернувшаяся жена пожалела его и не стала будить. На следующий день после полудня муж, от упадка сил, потерял сознание. Об этом случае прослышал пророк Мухаммад алайхиссалам. И тогда Аллах ниспослал откровение, начинающееся словами: “Разрешается вам в ночь поста”...
Так, поступило разрешение, в ночь поста есть, пить до утра и сближаться с женой. Вместе с тем, для разъяснения того, что в Исламе сближение мужа с женой не только физическая близость, а более широкое понятие, в аяте говорится:
“...они (жены) – одеяние для вас, а вы (мужья) –одеяние для них”.
Как известно, одеяние предназначается для сокрытия, предохранения и красоты. Таким же образом, в Исламе муж и жена прикрывают недостатки друг друга, предохраняют друг друга от беды, украшают друг друга.
Затем, сообщается о знании Всевышнего о том, что проистекает в душах людей.
“Узнал Аллах, что вы обманываете самих себя, и обратился к вам, и простил вас”.
Упомянутый здесь “обман” – есть желание, мелькнувшее, в душе мужа сблизится в ночь поста с женой. По некоторым преданиям иные поддавались этому желанию и сотворяли недозволенное. Но что бы то там ни было, Аллах принял их раскаяние и простил их. Вместе с тем, учитывая их чувства, дал им разрешение:
“А теперь прикасайтесь к ним и ищите того, что предписал вам Аллах”.
То есть, разрешение дано. Соблюдайтесь с женой, ибо Аллах предписал вам продолжение вашего рода, – ищите того. Помимо сближения с женой, Аллах разрешил еще есть, и пить до зари
“пока не станет различаться пред вами белая нитка и черная нитка”.
Имам Бухари так передает в хадисе слова Адий ибн Хатама: “Когда был ниспослан аят, о разрешении есть и пить до различения на заре белой нитки от черной нитки, я положил на подушку белую и черную нитки, и время от времени, поглядывал на них, как только они стали различаться друг от друга, начал свой пост. С наступлением утра я отправился к пророку алайхиссаламу и рассказал о проделанном. Посланник Аллаха улыбнулся: “Ну и широка же твоя подушка, то были слова о темноте ночи и свете дня”.
Это время суток именуется фажром и характеризуется распространением света по горизонту.
Следующая строка аята излагает запрет о сближении с женой в определенные периоды:
“И не прикасайтесь к ним, когда вы благочестиво пребываете в местах поклонения”.
Благочестивое пребывание в местах поклонения, т.е. в мечети, где предусматривается уединение с Аллахом, отрешение от всего мирского, в том числе и они женщины. В последние десять дней месяца рамазан пророк алайхиссалам уединялся в мечети и полностью предавался Аллаху.
Все перечисленные в аятах предписания от Аллаха; это его границы; Аллах велит не приближаться к ним. Ибо чем ближе к границе, тем больше опасности нарушить ее.