[аяты 105 – 107]
105. Не любят те, которые не уверовали из людей книги и многобожников, чтобы ниспосылалось вам благо от вашего Господа, Аллах же особо наделяет Своим милосердием [того], кого пожелает. И Аллах – Обладатель великого благоволения!
В исламской терминологии «людьми книги» называются народы, которым от Аллаха была ниспослана небесная книга. То есть подразумеваются иудеи (люди Таурата) и христиане (люди Инджила). Людей Забура сейчас не осталось.
А мушрики – многобожники – это те, у которых нет небесной книги и которые придерживаются вероубеждения, что у Аллаха есть сотоварищи.
Как утверждает священный аят, все эти неверные – и люди книги, и многобожники, не желают добра мусульманам. Под «благом» в этом аяте подразумевается вахий. Сколько бы неверные ни питали к мусульманам хасада, вражды, все равно «Аллах же особо наделяет Своим милосердием [того], кого пожелает». Раз Он пожелал ниспослать вахий и божественную книгу исключительно Мухаммаду алайхиссалам, то осуществит это.
Из фразы в конце священного аята: «И Аллах – Обладатель великого благоволения!» становится ясным, что пророчество и вахий являются из числа великих благоволений.
Как известно, самым излюбленным методом иудеев в интригах против Ислама и мусульман было измышление всяческих сплетен, распространение сомнительных слухов, вредящих вероубеждению и шариату. Эту их природу мы увидели и в предыдущих аятах. Всевышний Аллах лечит социальные болезни распущенного, вышедшего из колеи человеческого общества словно лекарь, искусно врачующий тяжелую болезнь. Прежде чем вылечить основную болезнь, лекарь, дает против сопутствующих мелких болезней вспомогательные лекарства, а потом, когда наступает время, применяет основное лекарство. Точно так же Всевышний Аллах, при лечении недугов джахилии, вначале устанавливал одно предписание, а когда наступало время, отменял его и вводил вместо него основное предписание. Это называется насх. Иудеи, которые знали, что в исламском шариате существует насх, по своему обыкновению инициировали смуту и шушукаясь стали распространять всяческие кривотолки.
Они распространяли слухи, говоря: «Видите, что делает Мухаммад, сегодня он приказывает своим сподвижникам одно, а завтра отменяет это и повелевает выполнять другое. Сегодня говорит одно, завтра отказывается от этого».
Тогда Всевышний Аллах ниспослал нижеследующие аяты. В этом проявилось великое благоволение Аллаха, о котором упоминалось в предыдущем аяте. Потому что и насх является одним из Его благоволений и он предусматривает облегчение для рабов.
106. Если отменяем (подвергаем насху) аят или заставляем забыть его, приведем лучший, чем он, или подобный ему. Разве ты не знал, что, поистине, Аллах на всякую вещь Могущественен?
107. Разве ты не знал, что, поистине, Аллах – Ему [принадлежит] владычество небес и земли, и нет для вас, кроме Аллаха, ни покровителя, ни помощника?
Арабское слово насх лексически означает «отменять», «упразднять». А в терминологии шариата применяется при отмене – упразднении одного шариатского положения посредством другого, пришедшего после него шариатского аргумента (довода). Чтобы было понятно, приведем один простой пример: после того, как многие по пустяковым причинам стали посещать Пророка алайхиссалам и занимать его время пустыми разговорами, Всевышний Аллах ниспослал аят, в котором приказал тем, кто хочет поговорить с Пророком алайхиссалам наедине, дать милостыню. Со временем, когда люди поняли, что нельзя зря занимать ценное время Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, был ниспослан другой аят, которым было объявлено об отмене – насхе предыдущего предписания.
В этих аятах утверждается, что Всевышний Аллах могущественен на любую вещь. Этим Своим могуществом он отменит – подвергнет насху и заставит забыть любой аят, который пожелает. Иудеи не смогут ограничить это желание. Также владычество на небесах и на земле принадлежит Аллаху, в том числе и то, какой аят отменить, а который из них предать забвению, Он Сам знает, как поступить.
.