[аят 108]
Обращение в предыдущих аятах было направлено к правоверным и в нем содержались предостережение и напоминание. Когда распространенные иудеями в целях смуты слухи подействовали на некоторых правоверных мусульман и они попытались задать Пророку алайхиссалам всякие никчемные вопросы, Всевышний Аллах ниспослал следующий аят:
108. Или желаете спросить вашего Посланника, как был спрошен до этого Муса?! А кто заменит веру неверием, то действительно сбился с прямого пути.
Как известно, иудеи заведомо, сознательно, умышленно задавали различные вопросы. Они спрашивали у своего пророка – Мусы алайхиссалам о пустяках, задавали вопросы, выходящие за рамки приличий. Они часто обращались к нему с такими вопросами и просьбами, как: «Покажи нам Аллаха», «Низведи с неба такую-то пищу», «Каким образом мы должны зарезать корову?». В предыдущих аятах мы уже ознакомились с известием о том, что эти их вопросы в итоге погубили их.
Всевышний Аллах запрещает мусульманам задавать праздные и досужие вопросы, подобно тем иудеям. Он говорит:
«Или желаете спросить вашего Посланника, как был спрошен до этого Муса?!»
Тем самым Аллах указывает, что скверно спрашивать Пророка алайхиссалам о том, о чем сыны Исраила спрашивали у Мусы алайхиссалам. В то же время Всевышний Аллах называет это дело заменой иймана куфром – веры неверием:
«А кто заменит веру неверием, то действительно сбился с прямого пути».
В одном из хадисов, подкрепляющих этот смысл, говорится, что Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам отвращал от разглагольствований – вроде разговоров на тему «он сказал то, он сказал это», растраты имущества и задавания большого количества вопросов.
Великие сподвижники беспрекословно следовали этим указаниям.
Баро ибн Азиб радиаллаху анху сказал:
«Мы не могли задавать некоторые вопросы Посланнику Аллаха алайхиссалату вассалам – а протекал целый год – и мы желали: кабы пришли бедуины и спросили!»
Абдуллах ибн Аббас радиаллаху анху сказал:
«Я не видел никого, кто был лучше сподвижников Мухаммада алайхиссалам, они задали ему только двенадцать вопросов, все они приведены в Куръане...».
К чему приводит стремление задавать много вопросов мы уже видели в прошедших аятах, на примере сынов Исраила. А в этом аяте это дело было оценено как смена веры неверием, иймана куфром. Вновь и вновь задавая вопросы, сыны Исраила достигли лишь этого результата.
.