В предыдущих аятах мусульманам, которые должны были принять от Аллаха божественное руководство и посредством его применения в жизни стать обладателями благоденствия в обоих мирах, в качестве назидания была приведена история иудеев, которые точно так же приняли подобное руководство и не последовав ему, получили проклятие Аллаха. В последующих же аятах на примере Ибрахима алайхиссалам показывается, как человек должен крепко держаться за пришедшее от Аллаха руководство, даже если он один.
124. И вот испытал Ибрахима его Господь словами и он выполнил их сполна. Сказал: «Поистине, Я – Делающий тебя для людей имамом». Сказал [Ибрахим]: «И из моего потомства?» Сказал: «Никогда не объемлет завет Мой несправедливых».
Наши муфассиры высказали различные мнения касательно «слов», которыми Всевышний Аллах испытал Ибрахима алайхиссалам. Вывод таков, что эти слова являются комплексом повелений и запретов. Ибрахим алайхиссалам, как и подобает истинному мусульманину, неукоснительно исполнил все это. В качестве награды Всевышний Аллах сказал ему:
«Поистине, Я – Делающий тебя для людей имамом». Слово имам имеет значения «предводитель», «впередистоящий», «руководящий», «начальник». Всевышний Аллах дал знать, что хочет сделать Ибрахима алайхиссалам предводителем, руководителем, вождем людей. И в этот момент человеческое естество Ибрахима алайхиссалам показало себя: как рядовой человек он подумал и о своих детях, внуках, потомках и спросил:
«И из моего потомства?»
Всевышний и Всемогущий Аллах не дал прямого ответа на этот вопрос, но высказал общее правило:
«Сказал: “Никогда не объемлет завет Мой несправедливых”»
Кто же такие «несправедливые» – совершающие зулм?
Зулм, проявление зулма – несправедливости, бывает разным. Несправедливое отношение к самому себе посредством допущения куфра, ширка, совершения прочих греховных деяний, выхода из религиозных предписаний тоже является зулмом, творить зулм несправедливым отношением к другим людям также является зулмом.
Слово ахд (завет, обет, обязательство, обещание) во фразе аята приводится в значении «обещание имамата». А имамат – это руководство, предводительство. Это ответственное дело. Если исходить из этого, несправедливые – совершающие зулм – с точки зрения религии недостойны быть предводителями мусульман. В этом деле происхождение и род, имущество и состояние или другие мирские причины не принимаются во внимание. В соответствии с критериями Ислама, то есть по божественным критериям имеют значение только ийман, богобоязненность и праведные деяния. Раз уж потомкам такого великого пророка, как Ибрахим алайхиссалам, не могут помочь их происхождение и род, то куда уж другим.
.