[аяты 122 – 123]
Призыв, обращенный в начале суры к сынам Исраила, в последующих аятах еще раз приводится им на память:
122. О сыны Исраила! Вспомните Мои блага, которыми Я облагодетельствовал вас, и что, поистине, Я дал преимущество вам над мирами.
В этом аяте Всевышний Аллах обобщает напоминания, которые Он сделал сынам Исраила в предыдущих аятах. В вышеприведенных аятах блага упоминались по одному в каждом аяте – вспомните это, вспомните то. А теперь фразой «О сыны Исраила! Вспомните Мои блага, которыми Я облагодетельствовал вас», все блага напоминаются сразу. Наряду с этим, приводится также им на память и то, что сынам Исраила оказывалось особое внимание:
«Вспомните… что, поистине, Я дал преимущество вам над мирами».
Упоминаемое в этой фразе наделение сынов Исраила «преимуществом над мирами» относится к тому времени, когда Аллах облагодетельствовал их. Но не означает вечное преимущество в этом и последнем мирах, как утверждают сами иудеи. Действительно, Всевышний Аллах на определенное время возвысил их над мирами, наделил их преимуществом. Но иудеи своим распутством продемонстрировали, что они недостойны милости и напросились на проклятие Аллаха.
И даже после этого Всевышний Аллах по Своему всеобъемлющему милосердию, еще раз призывает их страшиться Судного дня и исправиться.
123. И бойтесь Дня, когда не возместит душа за другую душу ничем: и не примется от нее выкуп, и не принесет ей пользы заступничество, и не будет им оказано помощи!
С начала суры до этого места следовали аяты о спорах с людьми книги и многобожниками. Каждая из этих категорий пыталась доказать свою правоту. Почти все они считали себя правыми и пытались унизить других. Все они чванились высотой своего происхождения и рода. Если мы посмотрим на их надменность с исторической точки зрения, то увидим, что все они гордятся своим происхождением от великого пророка Ибрахима алайхиссалам, что все они исповедуют его религию. Иудеи являются потомками младшего сына Ибрахима алайхиссалам – Исхака алайхиссалам. Все предыдущие пророки были его потомками. Сыны Исраила гордятся этим. А арабы произошли от старшего сына Ибрахима алайхиссалам – Исмаила алайхиссалам. Они гордились тем, что владели Байтуллахом, построенным Ибрахимом алайхиссалам вместе с его сыном Исмаилом алайхиссалам. Они гордились тем, что имеют отношение к такой личности. Следовательно, обе стороны считают своим предком Ибрахима алайхиссалам. Они считают себя продолжателями его дела. Верны ли эти их притязания?!
Ответ на этот вопрос дается в следующих аятах.
.