[аят 154]
154. И не говорите о тех, кого убивают на пути Аллаха: «Мертвые»! Нет, [они] живые, но [вы] не чувствуете.
Некоторые из правоверных мусульман погибают — их убивают, когда они на пути Аллаха, чтобы возвысить Его слова на достойную Его Самого высшую степень, прилагают усилия, дабы поставить истинную религию над другими, недействительными и искаженными религиями. Тогда они словно умирают в глазах людей. Но Всевышний Аллах в этом аяте повелевает не называть их мертвыми.
«И не говорите о тех, кого убивают на пути Аллаха: “Мертвые”!».
Значит, их смерть — всего лишь видимая смерть, только кажется смертью в глазах других людей.
«Нет, [они] живые, но [вы] не чувствуете».
В действительности, как утверждается в аяте, они живы, но мы не чувствуем, что они живы. Аллах Сам ведает о том, что они живы. Потому что человек не может постичь истину жизни и смерти. Он по внешнему проявлению вещей судит, что находящееся в движении — это «живое», а остающее без движения — «мертвое». Однако коли Аллах называет принесших свои жизни в жертву на пути Аллаха мучеников живыми, значит, они живы. Именно поэтому их не омывают подобно другим мертвецам. Потому что мертвое тело омывается для очищения. А мученики сами по себе чисты, ведь они живы. Также на мучеников не надевают одеяние мертвых — саван, их хоронят в той одежде, в которой они погибли.
Быть мучеником — это высшая степень, достигнуть ее нелегко. Не все из участвовавших в сражениях становятся мучениками.
Благородный хадис, переданный от Абу Мусы радияллаху анху, проясняет этот вопрос:
«Когда у Посланника Аллаха Мухаммада алайхиссалам спросили: “Который из людей является сражающимся на пути Аллаха: тот, который бесстрашно вступает в сражение; тот, который сражается ради соперничества; или тот, кто [бьется] ради рийа?”, он саллаллаху алайхи васаллам сказал: “Кто вступает в сражение ради возвышения слова Аллаха, тот является сражающимся на пути Аллаха».
Существует множество хадисов о том, что мученичество, мученическая смерть является высшей степенью, о высоких положениях, что воздаются мученикам. В качестве примера приведем один из них:
В хадисе, переданном от почтенного Анаса радияллаху анху, Посланник Аллаха алайхиссалам сказал:
«Ни один человек из водворившихся в рай, кроме мученика, не захочет выйти обратно. Для человека нет ничего на земле. Мученик же, после того, как увидит почести и уважение в раю, загрезит вновь вернуться на землю и быть убитым десять раз».
.