В хадисе, приводимом Бухари и Абу Даудом и передаваемом со слов Аиши радияллаху анхо, сообщается, что в доисламские времена практиковалось четыре вида браков.
Браки первого вида ничем не отличались от тех, что заключаются и ныне: мужчина сватался к подопечной какого-нибудь человека и женился на ней после того, как они договаривались о размере брачного дара жениха.
Суть другого вида брака сводилась к тому, что после того, как у жены какого-нибудь человека прекращались месячные, муж мог послать ее к другому мужчине, чтобы она зачала от него, сам же он не прикасался к ней, пока не выяснялось, что она забеременела от другого, а потом он снова мог спать со своей женой, если хотел. Цель подобного брака состояла в получении потомства, наделенного всевозможными достойными качествами, а именовался он «пиках истибда».
При заключении третьего вида брака имело место следующее: собиралась группа мужчин в количестве менее десяти человек, после чего каждый из них входил к одной и той же женщине и совершал с ней половое сношение. Забеременев и родив, женщина выжидала несколько дней, а потом посылала за этими мужчинами, ни один из которых не мог ответить отказом. Когда все они собирались у нее, она говорила им: «Что вы сделали, вам известно, а теперь я родила, и это – твой сын, о такой-то!» Таким образом, она называла того из них, кого хотела, и никто не мог отказаться.
При заключении четвертого вида брака собиралось множество мужчин, по очереди входивших к женщине, которая никому из них не отказывала. Такие женщины являлись проститутками, которые поднимали у своих дверей флаги, служившие указанием на то, что к ним мог войти каждый желающий. Если впоследствии такая женщина рожала, всех посетивших ее мужчин собирали у нее и приглашали гадателей, а потом отдавали ребенка тому, на кого они указывали. Никто не имел нрава отказаться от этого, и поэтому мужчина признавал его своим. После начала осуществления своей миссии Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам отменил все виды браков, практиковавшихся во времена джахилийи, и оставил только ту форму брака, которая существует в Исламе и ныне.
Из книги “Ханафитский фикх: семейно-брачные отношения”