Каким прекрасным наставлением являются мудрые слова благородного Умара (радияллаху анху):
«Не судите по тому, как человек совершает намаз или постится. Смотрите на то, правдив ли он в разговоре и ответственен ли в отношении того, что дано ему на попечение. Смотрите на то, как он, будучи занят мирскими делами, относится к тому, что дозволено шариатом (халяль) и что запрещено (харам)» (Байхаки, Шуаб).
То, что искренне совершаемые намазы и посты удерживают раба от всякого рода зла, – божественная истина и благая весть для верующих. Поклонения муъмина, который не стремится улучшить свою нравственность и поступки, не наполнены этой духовностью. Он не защищен от зла, ошибок и недоразумений. О людях, которые, вместо того чтобы прилагать усилия и трудиться, все пускают на самотек и говорят, что они покорны Аллаху и уповают на Его милость, благородный Умар (радияллаху анху) говорил:
«Вы те, которые полагаются не на Аллаха, а на имущество других людей. Истинно покорный воле Господа и уповающий на Него тот, кто полагается на Него после того, как бросит семена в почву!» (Ибн Раджаб, Джамиуль-Улум).
Когда кого-то начинали хвалить в его присутствии, Умар (радияллаху анху) всегда задавал три вопроса:
– Ты когда-нибудь путешествовал, жил по соседству или занимался торговлей с ним?
Если собеседник на все три вопроса давал отрицательный ответ, то Умар советовал ему:
– В таком случае, не хвалите его, так как вы плохо знаете того, кого хвалите! (Газали, Ихья).
Одним из жизненных принципов благородного Умара (радияллаху анху) была истина, переданная в этой народнной мудрости:
«Зеркалом человека является его дела, не придавай значения словам!
А личность твоя проявляется как результат труда твоей души...»
Духовный мир человека, его нравственность и характер проявляются в его поступках, склонностях и взаимоотношениях с другими людьми. Благородный Умар (радияллаху анху) сказал об этом:
«До тех пор, пока я не увижу воочию, самый обаятельный из вас тот, у кого самое красивое имя. Когда же я увижу, самым приятным из вас будет тот, чья нравственность лучше. А самым близким из вас для меня, после того как я испытаю вас, станет тот, кто самый правдивый!» (Ибн аль-Джавзи, Манакыб, 219).
Из книги «Созвездие праведных халифов»
..