Когда однажды Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам поднялся ко входу в пещеру Хира, то услышал громогласный голос, приказавший: «Икраъ!!!» — «Читай!!!» Именно этот приказ и стал первым аятом Священного Куръана — первым лучом немеркнущего света, ниспосланного Всевышним Аллахом, чтобы разорвать тьму невежества. Этот луч осветил единственное в мире чистое сердце. А потом засверкали все новые и новые лучи, и свет их становился все совершеннее. Были ниспосланы такие обращения, как «О завернувшийся! Простаивай ночь!», «О закутавшийся! Встань и предостерегай!!».
Теперь это единственное чистое сердце превратилось в единственное сердце, озаренное светом Куръана. Теперь обладатель этого единственного чистого и озаренного божественным светом сердца по велению своего Господа приготовился единолично сделать всех в мире обладателями чистых сердец, призвать людей приобщиться к божественному свету. Постепенно, по милости Аллаха, божественный свет — сияние Куръана — стал озарять и другие сердца. По земле, хоть и медленно, и с трудом, сквозь тьму невежества стал распространяться свет Куръана. Среди людей стало расти число тех, чьи сердца были озарены сиянием Куръана. Безусловно, пребывавшие на протяжении долгого времени во тьме неверные понимают свет как что-то нарушающее и тревожащее спокойствие. Именно поэтому они выступают против него. Они по мере возможности стараются воспрепятствовать этому сиянию.
В изучаемой нами действительности произошло то же самое. Люди, окутанные тьмой невежества, посчитали свет Куръана чем-то, что нарушает их покой. Они применили все возможные и невозможные средства, дабы не дать ему распространиться. Они приложили усилия, чтобы полностью уничтожить свет Куръана и тех, кто приобщился к его сиянию. Но Всевышний Аллах, хоть это и не нравится неверным, доводит Свой свет до цели. Мало-помалу, благодаря милости и вмешательству Всевышнего Аллаха, не только сердца людей, но и вся их сущность озарились сиянием Куръана. А потом начался процесс озарения этим светом всей их жизни.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам и его великие сподвижники, чьи сердца были озарены светом Куръана, смотрели на все сквозь сияние Куръана, совершали каждое дело под сиянием Куръана, превратились в «ходячие по земле живые двуногие куръаны». Это движение, начатое по велению Всевышнего Аллаха обладателем единственного сердца, освещенного сиянием Куръана, распространилось при поддержке Аллаха среди отдельных личностей, семей и в конце концов привело к возникновению государства, живущего при свете Куръана. Это государство, построенное в Лучезарной Медине, было государством, озаренным светом Куръана, построенным на основе учения Куръана, наслаждающимся справедливостью Куръана и внедряющим положения — хукмы Куръана. Это куръаническое государство и каждый его житель превратились в чудо того времени.
Впервые в мире на земле установилась чистая вера во Всевышнего Аллаха. В том обществе все стало выполняться в соответствии с указом Всевышнего Аллаха. Члены того общества избавились от всех нравственных, социальных, экономических и других мерзостей джахилии. В том обществе полностью исчезли несправедливость, притеснение, тирания и стала править абсолютная справедливость. В том обществе люди стали вести полноценную благополучную жизнь, довольные всем, в мире и согласии, в счастье и покое. Потому что они жили под сиянием Куръана, справедливостью Куръана и с положениями Куръана. Вошедший в то время в это общество человек ощущал себя попавшим в совершенно другой мир. Ведь по сути для человека, родившегося, выросшего и сформировавшегося в невежестве, куръаническое общество было настоящим чудом, которое не могло присниться даже во сне. Добро и высшие достоинства в этом куръаническом обществе привлекали к себе всякого человека.
Члены куръанического общества хотели поделиться с другими великим счастьем и благоденствием, бесподобным великим благом, которого они достигли. Они не могли смириться с тем, что человечество продолжало жить в болоте невежества, погрузившись в разные мерзости, в угнетения, среди того, что постыдно для человека. И именно поэтому они стали давать разъяснения другим людям о жизни под сиянием Куръана, стали наставлять их на правильный, божественный путь. Вследствие этого границы куръанического государства стали стремительно расширяться. Стало увеличиваться количество народов и стран, живущих под сиянием Куръана. Различные народы, видя людей, принесших им учение Куръана, их высокую нравственность и лучшие качества, сразу стали присоединяться к числу последователей Куръана. Члены куръанического общества стали учителями всему миру, стали лидировать во всем. Они вышли на мировую арену в качестве самых передовых, самых развитых, самых счастливых, самых мирных, самых богатых, самых здоровых, самых ученых, самых культурных, самых сильных, самых справедливых, самых высоконравственных людей. Куръаническое общество поднялось на немыслимые высоты в каждой сфере жизни. В том обществе не только мусульмане, но и немусульманские народы также обрели свое мирское благоденствие.
Это обстоятельство есть реальность, которую никто не сможет опровергнуть. Тот факт, что общество, соблюдавшее предписания Куръана, существовало на земле и делилось благоденствием со всем миром, является неопровержимой истиной.
Легко повторить вновь то, что уже было один раз в истории человечества. Для того чтобы заново повторить этот опыт, необязательно присутствие такой личности, как Пророк саллаллаху алайхи васаллам. Сам Всевышний Аллах пожелал эту необязательность. Так как Ислам является нерушимой религией Всевышнего Аллаха вплоть до Судного дня, то ее постоянное внедрение не может быть привязано только к личности Пророка саллаллаху алайхи васаллам, хоть он и был величайшим человеком. Если бы постоянное внедрение Ислама могло быть связано только с личностью Пророка саллаллаху алайхи васаллам, то после его смерти стало бы необязательным его соблюдение вообще. Именно поэтому Всевышний Аллах привязал необходимость постоянного внедрения Ислама не к личности Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, а к Священному Куръану. И взял на Себя обязательство сохранить Куръан вплоть до Судного дня. А Пророку саллаллаху алайхи васаллам поручил один раз полностью показать людям, как нужно внедрять учение Куръана и соблюдать его. Наш Пророк саллаллаху алайхи васаллам выполнил это поручение на высочайшем уровне, как следует. Он на личном примере продемонстрировал своей умме, как вести полноценную жизнь на основе соблюдения учения Куръана. То, как наш Пророк саллаллаху алайхи васаллам, показывая на деле, внедрял и соблюдал учение Куръана, называется Сунной. Он алайхиссалам с честью выполнил возложенное на него Всевышним Аллахом задание и когда покидал этот бренный мир, обращаясь к своей умме, сказал:
«Оставляю среди вас две вещи: книгу Аллаха и мою Сунну. Никогда не впадете в заблуждение, если будете крепко держаться за них».
Хвала Аллаху, есть божественное руководство, гарантирующее счастье в обоих мирах — Куръан, есть пособие, как следовать ему и внедрять его учение — Сунна , есть опыт применения руководства на его основе, следовательно, то, о чем мечтают сегодня мусульмане, это не иллюзии, а самая настоящая действительность.
Но при мечте о такой действительности несбыточность ее в реальности является причиной сожалений и горести. А вследствие несоблюдения мусульманами вышеуказанного пророческого завещания, того, что они не держались крепко за Куръан и Сунну, счастливое житие в куръаническом обществе из реальности превратилось в мечту.
В том, что возникло подобное прискорбное и неприятное обстоятельство, виноваты, в основном, сами мусульмане. Они не оценили по достоинству благодатную жизнь под сенью сияющего Куръана. Они мало-помалу стали терять качества, необходимые для жизни под сиянием Куръана. Они не принимали мер для того, чтобы удерживать в себе эти качества постоянно. В результате болезнь, появившаяся по причине лени, подчинения страстям нафса и других подобных факторов, постепенно усилилась. В силу этого отвратительного недуга они мало-помалу стали сторониться сияния Куръана. И в конце концов впали в такое состояние, что, подобно летучим мышам, стали избегать света, предпочитая темноту. Тем самым они снова заключили себя в темницу невежества. Сквозь боковые отверстия дверей, сквозь щели этой темницы пробивается свет Куръана. Больные же в этой темнице считают частичное сияние достаточным для себя. Иные захворавшие утешают себя словами, мол, ведь я рожден родителями-мусульманами, ведь у меня мусульманское имя, ведь хоть как-то выговариваю шахаду . А больные, оказавшиеся ближе к свету Куръана, пробивающемуся сквозь щели того самого темного помещения, утешаются утверждениями «я совершаю намаз, держу пост», дескать, и этого достаточно. И внутренние притязания всех их сливаются и превращаются во всеобщую претензию: почему же мы страдаем недугом, тогда как являемся мусульманами? Да, они все яснее осознают, что имеют недуг. В то же время в них усиливается потребность в лекарстве от своей болезни. Они желают избавиться от недуга тьмы и вести жизнь под сиянием света. Они нуждаются в искусном лекаре, который бы излечил их от болезни, а также в сильных лекарствах этого лекаря. Однако кто-то из них, видя больных, чей недуг сильнее их недуга, но покрытых лоском снаружи, полагает, что он здоров, и заключает, что если будет подражать этим лощеным больным и последует их примеру, то тоже исцелится.
На самом же деле искусный целитель — Всевышний Аллах — уже давно даровал всем необходимую панацею — Куръан и поручил Своему Пророку Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам показать, как принимать данное лекарство. А он саллаллаху алайхи васаллам дал это божественное средство самым тяжело больным своего времени и поднял их на уровень самых здоровых людей в мире, полноценно живущих под сиянием Куръана. Вот тогда-то и стала реальной та действительность, о которой упоминалось выше и о которой мы с вами сейчас мечтаем. Та действительность может и должна снова стать реальностью теоретически, практически и по другим аспектам. С точки зрения веры и убеждения возникновение такой действительности вновь неизбежно. Потому что эта истина есть правда, обещанная Всевышним Аллахом и неоднократно подчеркнуто предсказанная Пророком саллаллаху алайхи васаллам. Да, хотят этого иные люди или нет, все равно, повторное возведение здания куръанического общества на земле неизбежно. Потому как кем бы ни являлись эти люди, они бессильны. А желания немощных рабов немощны, как и они сами.
Дорогой и уважаемый читатель тафсира! Когда мы с вами посредством сего тафсира читаем, изучаем и понимаем Священный Куръан, с искренностью следуем ему, призываем к нему других, то делаем еще один шаг к тому, чтобы неизбежная и священная по сути мечта о прекрасной действительности воплотилась в жизнь. Так мы вносим свою лепту в это великое дело. Поэтому давайте ясно осознавать сущность выполняемого нами дела и стараться быть достойными его.
(Из книги «Тафсир Хилал»)