ВОПРОС О ПОДНЯТИИ РУК В НАМАЗЕ ПРИ СОВЕРШЕНИИ РУКУЪ И ВЫХОДЕ ИЗ РУКУЪ
Всем нам хорошо известно, что и этот вопрос становился предметом многих споров. Раньше все следовали ханафитскому мазхабу и никто не поднимал рук, кроме как с произнесением такбирул ихрам при начинании намаза. Все мусульмане по мере своих сил спокойно совершали свои намазы.
Но позднее, как было отмечено выше, появились те, кто отвергая мазхабы фикха, основателей этих мазхабов — великих наших улемов-муджтахидов, стали притязать на соблюдение Куръана и Сунны по-своему, утверждать о необходимости соблюдения остальными Куръана и Сунны. Они стали устраивать дискуссии, утверждая, что не поднимать руки перед и после рукуъ противоречит сунне Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Для подтверждения своих слов они стали приводить аргументы из благородных хадисов. Они и слушать не желали чьих-либо наставлений. Тех, кто не соглашался с их доводами и выступал против, они обвиняли в противодействии Куръану и Сунне. Но при этом они даже не задумывались, соответствуют ли Куръану и Сунне их собственные действия. И ощущали себя героями, словно нашли тысячелетнюю в исламском мире ошибку, и теперь направляют на путь Куръана и Сунны сотни миллионов «заблудших» последователей ханафитского мазхаба.
В действительности же, те из нас, кто возбуждал эти вопросы, лишь возобновили старые разногласия, разбередив и заставив кровоточить тысяча трехсотлетнюю рану. Вопрос о поднятии рук до и после рукуъ ставили имам Шафиъи, родившийся в 150 году хиджры , а также его современник имам Ахмад ибн Ханбал рахматуллахи алайхима. Приводимые в качестве доказательств удалыми молодчиками, а также неизвестные им хадисы и предания впервые использовались как аргументы этими нашими великими муджтахидами. Разница только в том, что наши праведные предки никогда не обвиняли не присоединившихся к их мнению в противодействии Куръану и Сунне, как это делают некоторые наши современники. Наоборот, они уважали своих оппонентов как единоверцев-собратьев, соблюдающих Куръан и Сунну своеобразным путем иджтихада. И если бы у нас было хоть немного знаний, таких разногласий не возникло бы. К великому сожалению, у нас не хватило совести ни для приобретения знаний, и ни для решимости признать свою безграмотность.
С надеждой положить конец нашей безграмотности, чтобы впредь не повторять ошибок, еще раз рассмотрим это вопрос научным путем.
АРГУМЕНТЫ УТВЕРЖДАЮЩИХ НЕОБХОДИМОСТЬ ПОДНИМАТЬ РУКИ ПЕРЕД РУКУЪ И ПОСЛЕ НЕГО, И ОБСУЖДЕНИЕ ИХ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Во главе списка притязающих на следование этому положению стоят два из известных и признанных четырех мазхабов — шафиъиты и ханбалиты. В подтверждение этого своего положения они приводят в качестве аргументов несколько хадисов.
Первый аргумент:
Передается от Абдуллаха ибн Умара радияллаху анхума:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, когда начинал намаз, поднимал обе руки до уровня своих плеч и произносил такбир. Затем, когда произносил такбир для рукуъ и когда поднимал голову из рукуъ, вновь также поднимал обе руки и произносил: “Самиъаллаху лиман хамидах, Раббана ва лакал хамд”. В саджде он так не делал».
Передали Бухари и Муслим.
Шафиъиты, ханбалиты и их сторонники утверждают, что в этом сахих (достоверном) хадисе ясно видно, что поднятие рук перед рукуъ и после него является сунной Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам!
Второй аргумент:
Передается от Нафиъ радияллаху анху:
«Ибн Умар радияллаху анху если видел человека, не поднимавшего руки при совершении рукуъ и возвращении из него, бросал в того камень».
Передал имам Бухари.
Это предание также подтверждает приведенный выше смысл. Шафиъиты, ханбалиты и их сторонники говорят, что из этого предания ясно видно, как Абдуллах ибн Умар радияллаху анху не только сам следовал этому положению, но старался, чтобы и другие мусульмане подчинялись ему.
Ханафитские улемы говорят: «Мы тоже хорошо знаем, что приведенные вами предания действительно существуют и что они весомы. Все же прежде, чем следовать этим хадисам, мы глубже изучили и другие хадисы и пришли к иному решению. Давайте для начала обсудим хадис, переданный от Абдуллаха ибн Умара радияллаху анху».
Передается от Муджахида радияллаху анху:
«Я совершал намаз за Ибн Умаром. Так он не поднимал своих рук, кроме как при первом такбире намаза».
Передали Тахави, Ибн Абу Шайба и Байхаки.
Если мы изучим первые два из приведенных хадисов вместе с третьим, станет ясно, что первоначальное положение о поднятии рук перед рукуъ и после него было отменено (стало мансухом ). То есть это положение соблюдалось определенное время, а затем оно было отменено.
Абдуллах ибн Умар радияллаху анху видел, как Пророк саллаллаху алайхи васаллам поднимал руки при совершении рукуъ и возвращении в исходное положение, посему он сам соблюдал это и призывал соблюдать других. Но позднее, когда это положение стало мансухом, он перестал делать это.
И вы, уважаемые ханбалиты, шафиъиты, и вы — их единомышленники в этом вопросе, и мы — ханафиты, единодушно договаривались принимать за основу деяние содвижника, то есть если он сам совершает что-либо вопреки переданному им самим хадису. Ибо сподвижники никогда бы не стали поступать вопреки переданному ими хадису, если бы устнавливаемое им положение не было отменено. В частности, Абдуллах ибн Умар радияллаху анху был сподвижником, выделявшимся тем, что во всем без исключения — в малом и большом — в точности следовал Пророку саллаллаху алайхи васаллам. Также общеизвестно, что он в точности следовал Пророку саллаллаху алайхи васаллам даже в тех делах, следовать которым не считалось обязательным. И такой человек никогда бы не поступил вопреки хадису, который передал сам, если бы не утвердился насх — отмена положения хадиса, и не перестал бы поднимать руки перед совершением рукуъ и после.
Третий аргумент:
В хадисе, переданном от Али ибн Абу Талиба радияллаху анху имамом Абу Давудом, имамом Тирмизи, имамом Насаи, имамом Ибн Маджа в его «Сунане», имамом Бухари в его трактате «Рафъул йадайни фис солати» и имамом Тахави в «Мушкилул осор», сказано так:
«Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам вставал на намаз фард, Он произносил такбир и поднимал обе руки до уровня плеч. То же самое он делал, когда, завершив кираат, собирался совершить рукуъ и когда поднимал голову из рукуъ. Он не поднимал рук, сидя в намазе. И когда он вставал из двукратной саджды, также поднимал обе руки и произносил такбир».
На этот аргумент ученых шафиъитского и ханбалитского мазхабов ответ таков: мы хорошо знаем, что это предание является утвердившимся. Однако есть предание, в котором рассказывается, как тот же почтенный Али ибн Абу Талиб радияллаху анху совершал противоположные описанным действия. Было бы приемлемо вынести окончательное решение (положение) с учетом и этого хадиса.
Передается от Асима ибн Кулайба, он — от своего отца:
«Али радияллаху анху поднимал обе руки при первом такбире намаза. Затем он не поднимал их».
Передали Тахави и Ибн Абу Шайба.
Передается от Абу Исхака:
«Товарищи Абдуллаха [ибн Масъуда] и Али не поднимали обе свои руки, кроме как в начале намаза».
Передал Абу Бакр ибн Абу Шайба.
И это тоже указывает на то, что положение, по которому поднимались руки перед и после рукуъ, действовало определенное время, а затем стало мансухом (было отменено). Иначе такой великий сподвижник, как Али радияллаху анху, не стал бы совершать действий, противоречащих им самим же переданному хадису от Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Вместе с тем почтенный Али радияллаху анху обучал своих учеников — молодых сподвижников и табиъинов — не поднимать руки перед и после рукуъ. Ведь это также не могло произойти само по себе.
Хадис, который шафиъиты, ханбалиты и их единомышленники приводили как доказательство в пользу своего иджтихада, в действительности является большим веским аргументом против них самих. Ибо поднятие рук перед и после рукуъ они категорически относят к деяниям сунна, но умалчивают о поднятии рук при вставании из саджды. А между тем в хадисе упомянуты все эти три действия. Само собой возникает весьма уместный вопрос: «Почему же вы, соблюдая одну часть хадиса, не соблюдаете другую его часть?»
О поднятии рук после совершения саджды и еще в некоторых других случаях упоминается и в других хадисах. Уже само это является доказательством тому, что прежде поднятие рук существовало и при других, кроме такбирул ихрам, действиях в намазе, но потом это было отменено. Выходит, что ханафиты приняли эту истину целиком, тогда как шафиъиты и ханбалиты приняли лишь одну ее часть, не приняв части касательно действий перед и после рукуъ.
Ханафиты точно таким же образом дают опровержения на каждый аргумент противоположной стороны. Мы же ограничимся приведенными примерами и рассмотрим два хадиса о том, как этот вопрос обсуждался в прошлом.
Передается от Мугийры радияллаху анху:
«Я сказал Ибрахиму: «Что ты скажешь по поводу хадиса Ваила, который говорил: “Я видел, как Пророк саллаллаху алайхи васаллам поднимал руки, когда начинал намаз, когда совершал рукуъ и когда поднимал голову из рукуъ”?». Так он [Ибрахим] сказал: “Если Ваил увидел один раз, то Абдуллах видел пятьдесят раз, как он [Пророк саллаллаху алайхи васаллам] не делал этого”».
Передал Тахави.
Очевидно, что сторонники утверждения «Перед совершением рукуъ и после него руки поднимаются» приводили в качестве аргумента хадис от Ваила ибн Худжра радияллаху анху. И когда об этом было сказано одному из великих табиъинов Ибрахиму ан-Нахаъи радияллаху анху, в качестве опровержения этого утверждения он привел хадис Абдуллаха ибн Масъуда ¬радияллаху анху и чтобы подчеркнуть, какой из хадисов больше заслуживает принятия, он упомянул о соотношении состояний сподвижников, передавших их. Хорошо известно, что после уверования Ваил ибн Худжр радияллаху анху находился при Посланнике Аллаха саллаллаху алайхи васаллам только одну неделю, пока учился совершать намаз, а затем вернулся к себе на родину и больше Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не видел. Кроме того, Пророк саллаллаху алайхи васаллам в целях обучения относился к нему по-особому.
Что касается Абдуллаха ибн Масъуда радияллаху анху, передавшего хадис о том, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам совершал намаз не поднимая рук перед и после рукуъ, то он был в числе самых первых уверовавших сподвижников, неотлучно пребывавших с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам до конца его пророческой жизни. Безусловно, Абдуллах ибн Масъуд знал намного больше, чем Ваил ибн Худжр радияллаху анху.
Второй пример. Имам ал-Хариси в своей книге «Муснад» приводит переданную от Суфяна ибн Уяйны радияллаху анху такую дискуссию, состоявшуюся между имамом Абу Ханифой и имамом ал-Авзаъи:
«Имам Абу Ханифа и имам ал-Авзаъи встретились у пшеничных лавок в Мекке. Ал-Авзаъи спросил у Абу Ханифы:
— Почему вы не поднимаете рук перед и после рукуъ?
Абу Ханифа ответил:
— Потому что об этом от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам ничего достоверного (сахих) не было.
— Как это нет ничего достоверного? Ведь как мне передал аз-Зухри от Салима, а он — от своего отца, а тот от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, он саллаллаху алайхи васаллам поднимал обе руки перед началом намаза, перед совершением рукуъ и по возвращении из него (в исходное положение)! — сказал ал-Авзаъи.
Тогда Абу Ханифа сказал:
— Как передал мне Хаммад от Ибрахима, тот — от Алкамы, а он — от Абдуллаха ибн Масъуда радияллаху анхум, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не поднимал рук, кроме как перед началом намаза.
Ал-Авзаъи сказал:
— Я же тебе передаю хадис от аз-Зухри, от Салима, от Пророка саллаллаху алайхи васаллам, а ты мне говоришь: «Хаммад передал хадис от Ибрахима?!».
На это Абу Ханифа сказал:
— Хаммад знал фикх больше, чем аз-Зухри. А Ибрахим знал фикх больше, чем Салим. Ибн Умар, хоть и обладал достоинствами сахабия, в фикхе Алкама не уступал ему. У ал-Асвада очень много достоинств. У Абдуллаха ибн Масъуда достоинств много в фикхе и кираате. Он обладает преимуществом как сподвижник. С детского возраста он постоянно находился при Пророке саллаллаху алайхи васаллам. Он имеет больше достоинств, чем Абдуллах ибн Умар.
И тогда ал-Авзаъи умолк».
Следовательно, и Абу Ханифа рахматуллахи алайхи, и его последователи извлекали шариатские положения не откуда-нибудь, а из Куръана и Сунны. Они вели более глубокие научные поиски, чем другие. Они рассуждали даже о таких тонких вопросах, о которых не рассуждали муджтахиды других мазхабов.
АРГУМЕНТЫ ХАНАФИТОВ
В упомянутом выше вопросе улемы ханафитского мазхаба не ограничивались только дискуссией и опровержением аргументов противоположной стороны. Они также приводили доказательства для подтверждения своих положений по шариату. Ниже представляем вашему вниманию часть приведенных ими аргументов.
Первый аргумент:
Передается от Джабира ибн Самуры радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам вышел к нам и сказал: “Почему я вижу, как вы поднимаете ваши руки, словно хвост необузданной лошади? В намазе стойте спокойно».
Передал Муслим.
Известно, что когда намаз только-только стал фардом, он не был таким полноценным, как теперь. В некоторых случаях допускались негромкие голоса или движения. Допускавших такие действия людей Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам воспитывал постепенно, поправляя их ошибки. Об этом в книгах хадисов приведено множество преданий. Из вышеприведенного хадиса можно уяснить, что анализируемый нами вопрос о поднятии рук перед и после рукуъ существовал и раньше, а затем это положение было отменено. Когда сахабии, остававшиеся в неведении по поводу отмены и несоблюдаемости этого положения, как и прежде стали в намазе поднимать руки при совершении рукуъ и после него, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам увидел их из своей кельи. После этого он саллаллаху алайхи васаллам вышел к людям и сказал слова, приводимые в этом хадисе.
Второй аргумент:
Передается от Алкамы радияллаху анху:
«Абдуллах ибн Масъуд сказал: “Показать вам, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам совершал намаз?”. Так он совершил намаз и не поднимал рук, кроме как первый раз».
Передал Тирмизи.
Само собой разумеется, такие дела, выполненные после предварительного предупреждения людей, исполняются с большой точностью. А кем являлся Абдуллах ибн Масъуд радияллаху анху нам всем хорошо известно. Он был сподвижником, всегда находившимся рядом с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в период его пророческой миссии, сподвижником, обладавшим великим знанием и передавшим множество хадисов.
Хадис с таким же содержанием передал также имам Насаи.
Третий аргумент:
Передается от Асвада радияллаху анху:
«Я видел, как Умар ибн Хаттаб поднял обе руки в первом такбире, а потом не поднимал».
Передал Тахави.
Четвертый аргумент:
Передается от Асвада радияллаху анху:
«Я совершил намаз за Умаром ибн Хаттабом. Так он не поднял рук, кроме как перед началом намаза. Абдулмалик сказал: “И я видел, как Шаъби, Ибрахим и Абу Исхак не поднимали рук, кроме как при начинании намаза”».
Передал Ибн Абу Шайба.
Пятый аргумент:
Передает от Ибн Масъуда:
«Я совершал намаз за Пророком саллаллаху алайхи васаллам, за Абу Бакром, за Умаром. Они не поднимали рук, кроме как в начале намаза».
Передал имам Байхаки.
Шестой аргумент:
Передается от Абу Бакра ибн Аййаша:
«Я совсем не видел ни одного факиха, поднимавшего руки в других [случаях], кроме как при первом такбире».
Передал Тахави.
Седьмой аргумент:
Намаз — это важный и великий ибадат, который совершается на виду у всех, пять раз каждый день. С особым вниманием множество мусульман на протяжении многих лет наблюдали, изучали каждый намаз Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. И само высказывание различных мнений относительно такой изученной сферы — «поднимаются ли руки или не поднимаются перед и после совершением рукуъ?» — порождает сомнение в отношении этого дела. А это указывает на то, что действия ханафитов верны.
Восьмой аргумент:
Ханафиты хорошо знают, что о поднимании рук перед и после рукуъ передано много хадисов, что они достоверны и, судя по некоторым сведениям, переданы от пятидесяти сподвижников. И все же, несмотря на это, они отмечают, что они могли быть и отменены (мансух). Ибо всем известно, что невозможно считаться с мансух хадисом, вне зависимости от силы или слабости его передачи, либо в зависимости от многочисленности его передач или малого их количества. Сколь бы ни был силен хадис, он не может по силе сравниться с аятом. Между тем хорошо известно, что некоторые аяты Священного Куръана стали мансухом.
Девятый аргумент:
Для представления умственного доказательства по обсуждаемому вопросу улемы ханафитского мазхаба на время откажутся от своих аргументов о насхе (отмене) положения с подниманием рук. Предположим, что положение не стало мансухом, как говорят они. В таком случае, согласно общему правилу, когда значения хадисов по одному положению противоречат друг другу, за основу берется то деяние, которое соблюдали сподвижники. Но если и действия сподвижников окажутся противоречивыми, то потребуется вернуться к кийасу (сопоставление) . Если потребуется возврат к кийасу и в этом случае, то подлинно в намазе существует требование к сохранению неподвижности, недопущению лишних движений. Поднятие рук внутри намаза излишнее действие. Поднятие рук при такбирул ихрам не является поднятием внутри намаза, а есть действие в его начале.
Здесь мы просим позволения уважаемого читателя на этом завершить представление аргументов. Если бы мы стали приводить и остальные аргументы и доказательства, наш разговор сделался бы очень длинным. Лучше мы перейдем к заключению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как видно, во всех вопросах фикха, в том числе и при обсуждении таких проблем, как вопрос о произнесении «аминь» вслух или про себя, вопрос о поднятии рук перед и после рукуъ, неуместные высказывания оппонирующих о том, что «приверженцы ханафитского мазхаба не соблюдают хадис», представляются ложными и безосновательными. И напротив, мы вместе усвоили, что ханафиты по сравнению с другими глубже и точнее изучали хадисы и следуют самому верному из них. Наряду с этим, ханафиты, как и последователи других мазхабов, всегда проявляли уважение к мнению приверженцев иных мазхабов.
В наше время также мирно совершали свои намазы шафиъиты и ханбалиты, поднимая руки, а ханафиты и маликиты — не поднимая их. Но среди нас появились люди, которые едва выучив несколько аятов и просмотрев переводы двух-трех хадисов, стали бросать камни в муджтахидов, основателей нашего мазхаба. Мусульмане были обвинены в несоблюдении Куръана и Сунны. Вопросы, которые должны были оставаться в кругу улемов, были вынесены на обсуждение в среду рядовых верующих, только-только начавших возвращаться в Ислам, и таким образом открылся путь к разногласиям. В результате мусульман постигло множество несчастий.
Дорогие братья по вере! На предыдущих страницах мы обсудили два из тех вопросов, которые ныне становятся причиной разногласий. В действительности же таких вопросов набралось немало. Появляются еще и новые. И ситуация может усугубляться и дальше. Потому что среди нас все еще появляются люди с утверждениями «мазхабы становятся причиной разногласий и посему мы оставим мазхабы и будем следовать Куръану и Сунне», но на самом деле они отвергают лишь ханафитский мазхаб и при этом следуют другому мазхабу. По поводу некоторых вопросов они думают так: «Верно утверждение только такого-то мазхаба, все остальные недействительны». Именно поэтому они обвиняют остальные мусульманские массы в том, что те предались бидъе , не следуют Куръану и Сунне и в других деяниях. В подтверждение наших мыслей приведем только один пример.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф из книги "Разногласия: причины и решения"