Пятой заслугой Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам перед человечеством является слияние религии и мирской жизни, объединение разрозненных рядов в обществе, а также торговых общин.
Интеграция религии и мирской жизни, объединение разрозненных рядов и торговых общин
Если человек намеревался выбрать одну из них, он обязательно должен был отречься от второй и поневоле вступить с ней в конфликт. Они говорили, что человек не может одновременно находиться на двух кораблях. Для того, чтобы вплотную заниматься экономической деятельностью и добиться в ней каких-то успехов, человек должен был оставаться в неведении о загробном мире и отвернуться от Творца небес и земли. Невозможно было достичь какого-либо положения в социально-политической или экономической иерархии, не отказавшись от религиозных и моральных учений.
Общеизвестно, что человек любит земные блага. Любая религиозная мысль, запрещающая дозволенные наслаждения, прогресс, почет, силу и власть, бесполезна для человечества. Поскольку это противоречит естественной природе человека. В результате именно этого противоречия многие люди с творческими способностями и научными знаниями отворачивались от религии и целиком погружались в поток мирской жизни. Такой свой выбор они расценивали как социально обусловленную, объективную необходимость. Поэтому они и занялись улучшением своей жизни и погоней за ее удовольствиями, лишая себя тем самым возможностей для религиозного и духовного развития.
Большинство людей, отказавшихся от религии, поступили так, полагая, что она несовместима с мирской жизнью. Представители мирской жизни, обладавшие властью и богатством нередко затевали мятеж против духовных пастырей, а косвенно и против религии. Они пытались выйти за пределы ее положений, ограничивая ее влияние на умы и жизнь людей, добиваясь уступок и послаблений в пользу светских интересов и традиций. Такой раскол между религией и мирской жизнью (по известному девизу «Богу – богово, кесарю – кесарево»), противостояние и соперничество между духовенством и светскими властями привели к безбожию и атеизму. Первой жертвой этого стал западный мир, а за ним последовали народы, зависимые от него в плане идеологии, культуры и науки.
Еще большему обострению проблемы способствовали фанатичные проповедники христианства с их призывом к аскетизму и умерщвлению плоти. Человеческую природу они считали самой главной преградой на пути духовного очищения, связи с небесами. Они не пожалели сил ради того, чтобы посредством различных безжалостных и несправедливых учений принизить, попрать естественные, нормальные человеческие потребности. Они представили религию и само мироздание в столь мрачном, почти мизантропическом (человеконенавистническом) свете изза ее догмата о первороднм грехе, что невольно съеживались сердца уверовавших. В результате религия сама отказывалась от роли жизнеутверждающего фактора, утратив свое величие. Потакание своим прихотям (то, что называлось «происками дьявола») достигло своего пика. Мир начал расшатываться между двумя противоборствующими сторонами. В конце концов, религия ослабла, и мир провалился в пропасть безбожия и нравственной деградации.
С посланничеством Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам было возвещено всему миру о том, что основой оценки всякого деяния (или бездействия)служит преследуемая ими цель. Эта цель была названа «намерением». Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Поистине, деяния – только по намерениям. И поистине, каждому человеку (будет воздано) – только (за) то, на что он намерился».
Каждое деяние человека, совершенное им с искренним намерением снискать довольство Аллаха, подчинившись при этом Его воле и следуя Его запретам, является средством сближения с Аллахом. При помощи именно этого средства стало возможным достижение высших состояний иймана, высочайших уровней веры. Это касалось всего: сражений, борьбы, власти, наслаждения чистыми (благими) дарами земли, удовлетворения потребностей нафса, поиска пропитания, исполнения обязательств, развлечений дозволенным путем, семейной жизни или брачных отношений. Все это считается богослужением и поклонением.
И наоборот, если деяния не преследуют цель стремиться во всем снискать довольство Аллаха, подчиняться Его указаниям, отказаться от запрещенного Им, то они относятся к сугубо мирской жизни. Даже если это такие деяния, как совершение обязательного намаза, хиджрат, усердие, зикр, тасбих и усилия на пути Аллаха. Человек, совершивший деяния подобным образом, не получит за них воздаяний, а неискренность (лицемерие) обернется для него бедой.
Благодаря пятой заслуге Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам перед человечеством было устранено во многом искусственное разделение религиозной и мирской сторон жизни. Эти постоянно соперничающие и противоборствующие две стороны примирились друг с другом. Именно поэтому Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам является также и Пророком единства и примирения.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам вывел человечество (человеческое общество) из состояния противоборства, противостояния к единению на пути сникания довольства Аллаха, к ийману и милосердию. Он научил нас следующей объединяющей молитве (дуа):
«И среди них – те, кто говорит: «Господь наш! Дай нам в земной жизни добра и в загробной – добра, и защити нас от мучения Огня» (Сура «Бакара», аят 201).
Посредством аята «Поистине, мой намаз, и мои ибадаты, и жизнь моя и смерть моя – ради Аллаха, Господа миров» (Сура «Анъам», аят 162), Пророк саллаллаху алайхи васаллам объявил, что жизнь правоверного состоит не из противоречащих друг другу сфер жизнедеятельности, а является единым целым, состоящим из духа поклонения и саваба (воздаяния). Такой жизнью управляют вера в Аллаха и подчинение Его велениям. Они включают в себя все аспекты жизни, все поля борьбы и все виды деятельности. Главное – чтобы при этом присутствовали искренность (ихлас), благие намерения и стремление снискать довольство Аллаха. Уже само это ярко свидетельствует о том, что Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам является Пророком единства, дружбы, сплоченности и совершенства, предсказывающим будущее и предупреждающим. Он саллаллаху алайхи васаллам покончил с разобщенностью между религией и мирской жизнью. Саму жизнь целиком он превратил в поклонение. Всю поверхность земли целиком и полностью он превратил в мечеть – место поклонения Аллаху.
Протянув руку всему человечеству, он саллаллаху алайхи васаллам повел его за собой от тесноты губительных раздоров и противоречий к простору праведных деянияй, к жизни, полной высокого смысла, полезной для всех, к стремлении к довольству Аллаха. На этих просторах можно увидеть в удивительной гармонии правителей в рубищах бедняков, воздержавшихся от мирских благ захидов в царских нарядах, можно встретить образцы вершин кротости, океаны знаний, бодрствующих по ночам абидов (праведников, поклоняющийся много), усердствующих днем.
Из книги «Пророк, явившийся мирам милостью»