О благословенном, бесподобном нраве Пророка алайхиссалам можно говорить без конца
Передается от Абу Саъийда радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам был стеснительнее, чем целомудренная девушка в своих покоях. Если ему что-то не нравилось, мы узнавали это по его лицу».
В другом предании:
«Пророку саллаллаху алайхи васаллам не была свойственна непристойность (фахш) в словах и поведении. И говорил:
– Поистине, лучший из вас – лучший из вас нравом».
Оба хадиса передали два шейха. В другом предании:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам был самым лучшим из людей нравственно».
Слово «хидр», которое мы перевели как «покои», означает место в доме, огражденное завесой. Здесь оно означает покои, где молодые девушки скрываются от посторонних взоров.
Слова фахш и мутафахиш переведены как непристойность в словах и поведении, ибо они здесь используются в значении «отвратительные выражения». Непристойность в словах – это отвратительные, гнусные выражения. А непристойность в поведении – когда человеку это не присуще по характеру, но он заставляет себя произносить подобное. Произнесение порочных выражений было абсолютно не присуще характеру и нраву Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Более того, он и не заставлял себя произносить их.
В предании Бухари и Тирмизи:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам никогда не говорил о недостатках ни одного блюда. Если у него был аппетит – ел его, иначе – оставлял».
Передается от Джабира радияллаху анху:
«О чем бы ни попросили Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, он никогда не говорил «нет».
Передал Муслим.
Сафван ибн Умайя радияллаху анху говорил:
«Клянусь Аллахом, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам щедро одарил меня в Хунайне. Поистине, в то время он был для меня самым ненавистным из людей. Постоянно одаряя меня, он стал для меня самым любимым из людей».
Передал Муслим.
Передается от Анаса радияллаху анху:
«Когда Пророк саллаллаху алайхи васаллам прибыл в Медину, Абу Талха, взяв меня за руку, повел к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и сказал:
– О Посланник Аллаха, поистине, Анас – мальчик очень зоркий, пусть он служит Вам.
Так я прослужил ему десять лет и в пути, и дома. Клянусь Аллахом, он не сказал мне по поводу того, что я сделал: «Почему сделал это так?» и по поводу того, что я не сделал: «Почему не сделал это так?»
Передали четверо.
Передается от Аиши радияллаху анха:
«Когда Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам предоставлялся выбор совершить одно из двух, и одно было легче другого, он обязательно выбирал то, что полегче, если это не было грехом. Если было грехом, он становился самым отдалившимся из людей от него (греха).
И Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам никогда не мстил за себя, кроме как если попирались запреты Аллаха азза ва джалла».
Передали трое.
Всевышний Аллах говорит:
«Действительно, пришел к вам посланник из вас самих. Тяжко для него, что вы настрадались. (Он – ) жаждущий вашего (счастья), к верующим – кроток, милосерд» (Сура «Тавба», аят 128).
В священном аяте описываются сразу несколько качеств нашего Пророка саллаллаху алайхи васаллам. В истории не было такого доброго и милосердного к людям человека, как он.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– У каждого Пророка есть дуа (мольба), в принятии которой нет сомнения. Все пророки уже вознесли свои дуа (в этом мире). Но поистине, я приберег свою дуа для шафаата за свою умму в Судный день. А она – достигающая, иншааллах, тех, кто умер из моей уммы, не придав Аллаху в сотоварищи ничего».
Передали два шейха и Тирмизи.