Когда Пророк алайхиссалам совершил хиджру?
Всевышний Аллах сказал:
«И вот строят козни тебе те, которые не веруют, чтобы задержать тебя, или убить тебя, или изгнать тебя. И они строят козни, и Аллах строит козни. И Аллах – Наилучший из строящих козни!» (Сура «Анфал», аят 30).
Пояснение. Слово «макр», которое переведено как «козни», здесь используется в отношении Аллаха. Когда такие слова встречаются в Куръане или хадисах в отношении Всевышнего Аллаха, их не следует понимать в том же значении, как при использовании в отношении людей. Кафиры по-своему пытаются строить козни, однако Всевышний Аллах сводит их козни на нет и наказывает их за это.
В этом священном аяте, адресованном нашему Пророку саллаллаху алайхи васаллам говорится следующее:
«И вот строят козни тебе те, которые не веруют, чтобы задержать тебя, или убить тебя, или изгнать тебя».
Такое случилось в Мекке. Имам Ахмад ибн Ханбал передает от Аббаса радияллаху анху следующий хадис:
«Однажды ночью курайшиты посовещались в Мекке. Кто-то предложил наутро схватить и связать Пророка. Другие говорили, что его нужно убить. Третьи предлагали выгнать его из Мекки.
Всевышний Аллах сообщил Своему Пророку саллаллаху алайхи васаллам о том, что враги замышляют убить его сегодня ночью. На место Посланника Аллаха лег почтенный Али радияллаху анху. В это время Пророк саллаллаху алайхи васаллам скрытно покинул Мекку и добрался до пещеры. Мушрики, приняв Али радияллаху анху за Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам караулили его всю ночь. Когда они ворвались утром в дом и увидели Али, Аллах обратил их козни против них самих. Они спросили:
– Где твой приятель?
Почтенный Али сказал:
– Не знаю.
Они бросились на поиски Посланника Аллаха по его следам. Но сбились с пути, когда достигли гор. Поднявшись в гору, они прошли мимо пещеры. Увидев у входа в пещеру паутину, они подумали: «Если бы он зашел сюда, здесь не было бы паутины» и пошли дальше.
Там Посланник Аллаха оставался три дня».
Всевышний Аллах также сказал:
«Если не поможете ему, то уже помог ему Аллах, когда изгнали его те, которые не уверовали, одним из двух, когда они были в пещере, когда говорил своему спутнику: «Не печалься! Поистине, Аллах с нами!». И низвел Аллах на него Свой покой и поддержал его войсками, каких вы не видели, и сделал слово тех, которые не уверовали, низшим. Слово же Аллаха – оно высшее. И Аллах – Всемогущественный, Премудрый» (Сура «Тавба», аят 40).
Пояснение. Здесь говорится: «О вы, которые считают себя верующими! Если в этот раз вы не поможете Пророку, то Аллах непременно поможет Своему Пророку». Когда кафиры договорились убить его в Мекке, Аллах наделил его победой. Аллах известил его о злых намерениях кафиров и повелел уйти.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам отправился для совершения хиджры вместе с Абу Бакром Сыддиком радияллаху анху. Мушриков было много, но Аллах помог Своему Пророку.
«Если не поможете ему, то уже помог ему Аллах, когда изгнали его те, которые не уверовали, одним из двух».
Если бы не помощь Аллаха, ему не помог бы никто. Мушрики уже почти догнали их. Абу Бакра Сыддика радияллаху анху пробирала дрожь от страха – он очень боялся за Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Стоило кому-нибудь из мушриков бросить взгляд под ноги, и их легко могли обнаружить. Они были на волоске от беды. Но Пророк саллаллаху алайхи васаллам был спокоен.
«…когда они были в пещере, когда говорил своему спутнику: «Не печалься! Поистине, Аллах с нами!».
Это было спокойствие и уверенность, свойственные только пророку, поскольку он всегда чувствует, что Всевышний Аллах рядом с ним.
«И низвел Аллах на него Свой покой и поддержал его войсками, каких вы не видели».
В Куръане есть много аятов, призывающих к переселению. Давайте изучим один из этих аятов.
«А кто выселяется на пути Аллаха, найдет на земле много мест выселения и простор. А кто выйдет из своего дома переселенцем к Аллаху и Его посланнику, а потом постигнет его смерть – то действительно легло его воздаяние на Аллаха. И Аллах - Прощающий, Милосердный!» (Сура «Ниса», аят 100).
Этот аят призывает к хиджре. В нем заключен ключ духовной подготовки людей к этому великому делу и искоренению всяких мыслей, которые могут овладевать ими при этом.
Переселение (или хиджра) – это покидание родины во имя религии. Обычно люди считают, что вдали от родины человек окажется в опасности, а его удел сократится. Следовательно, они полагают, что безопасность, благополучие и удел связаны с местом проживания. А это абсолютно неверное убеждение, не соответствующее Исламу. Для опровержения этого неверного убеждения в аяте говорится:
«А кто выселяется на пути Аллаха, найдет на земле много мест выселения и простор».
Всевышний Аллах никогда не оставит в безвыходном положении Своего раба, совершающего переселение. Он наделяет его укрытиями, уберегающими от опасности, и обильным уделом. Известно очень много тех, кто добились высокого положения и щедрого удела благодаря хиджре. Одним из факторов, препятствующих людям совершать переселение, является боязнь смерти. Но, как отмечалось в предыдущих аятах, смерть не выбирает места. Когда наступит срок, умирают и на чужбине, и на своей родине. Однако между этими двумя смертями существует различие. Что может быть лучше кончины на чужбине ради Аллаха!
«А кто выйдет из своего дома переселенцем к Аллаху и Его посланнику, а потом постигнет его смерть – то действительно легло его воздаяние на Аллаха. И Аллах - Прощающий, Милосердный!».
Что же нужно еще? Главное – отправиться в путь с чистым намерением, и человек станет мухаджиром. Если вдруг в пути его постигнет смерть, он умрет мухаджиром. Поэтому, отправляясь в хиджру, следует иметь намерение совершить ее только во имя Аллаха и Его Пророка.
Имам Бухари и имам Ахмад передали от Умара ибн Хаттаба радияллаху анху хадис, повествующий о том, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорил:
«Поистине, деяния – только по намерениям. И поистине, каждому человеку – только то, на что он намерился. Чье же переселение было ради Аллаха и Его Посланника, то его переселение – ради Аллаха и Его Посланника. Тот, чье переселение было ради земной жизни, достигнет ее. Или (ради) женщины, то женится на ней. И его переселение – ради того, ради чего переселился».