Теперь предоставим вашему вниманию некоторые фатвы о мазхабах фикха, объявленные шейхом Ибн Базом и его единомышленниками в конце 1997 года.
Из фатвы №3897
Шестой вопрос: Каково положение по разногласиям между четырьмя имамами?
Хвала Единственному Аллаху. Да будут благословления и приветствия Его Посланнику, его семье и сподвижникам. Ва баъду:
Ответ: Расхождения между четырьмя имамами связаны с их расхождением в знаниях и понимании вопросов. Тем из них, кто нашел правильное решение – вознаграждение в двойном размере, кто из них ошибся – одно вознаграждение. Тоже самое можно сказать и о таких ученых, как Ал-Авзаъи, Суфян Саври, Исхак ибн Рахавайх и других мусульманских ученых.
Успех (тавфик) – от Аллаха. Да будут благословления и приветствия Аллаха Пророку Мухаммаду, его семье и его сподвижникам.
Постоянный Комитет по научным дискуссиям и фатвам:
Абдулазиз ибн Абдуллах ибн Баз – председатель
Абдурраззак Афифи – заместитель председателя
Абдуллах ибн Гидайан – член Комиссии
Абдуллах ибн Каъуд – член Комиссии.
Из фатвы № 4272
Четвертый вопрос: Мы видим, что каждый имам разногласит с другими. Часто разногласия и противоречия между ними приводят к тому, что некоторые из совершающих намаз в итоге оставляют намазы. По этой тематике мы надеемся на исчерпывающий и достаточный ответ. Следовать ли нам одному мазхабу? Как нам согласовать между собой мазхабы, чтобы все было сделано правильно?
Хвала Единственному Аллаху. Да будут благословления и приветствия Его Посланнику, его семье и сподвижникам. Ва баъду:
Ответ: В существовании расхождений в фикхе между имамами четырех мазхабов играют роль такие факторы, как принятие одних и тех же хадисов некоторыми имамами как достоверные (сахих), а другими как не достоверные, или может быть так, что хадис дошел до одних, но не дошел до других.
Для мусульманина является ваджибом придерживаться хорошего мнения (предположения) об имамах. Каждый из них – муджтахид. Своим усердием в фикхе они искали только истину. Тем из них, кто правильно нашел искомое – два вознаграждения: одно за иджтихад, другое за правильное нахождение. А кто допустил ошибку, тот получит одно вознаграждение – за свой иджтихад.
Что касается вопроса о подражании четырем имамам, то у кого есть возможность установить истину на основе аргумента, тому станет ваджибом устанавливать ее на основе аргумента. Тот же, кто не способен на это, станет подражать (следовать) самым надежным обладателям знаний в своем окружении. Такие разногласия в фикхе не должны быть препятствием к совершению разногласящими намаза за спиной друг друга. Напротив, совершение намаза одними за спиной других является ваджибом. Сподвижники радияллаху анхум хотя и расходились во мнениях по отдельным вопросам, все же совершали намаз за спиной друг друга. Табиъины и последовавшие за ними добром поступали так же.
Успех (тавфик) – от Аллаха. Да будут благословления и приветствия Аллаха Пророку Мухаммаду, его семье и его сподвижникам.
Постоянный Комитет по фатвам и научным дискуссиям:
Абдулазиз ибн Абдуллах ибн Баз – председатель
Абдурраззак Афифи – заместитель председателя
Абдуллах ибн Гидайан – член Комитета
Абдуллах ибн Кауд – член Комитета
(Фатвы дословно переведены из журнала «Маджаллатул-Бухус ал-Исламия», №51).
Здесь придется дать короткое пояснение. Во второй фатве выражение «...у кого есть возможность установить истину на основе аргумента...» подразумевает «кто достиг степени совершать иджтихад». По единогласному мнению всех улемов, в настоящее время нет личности, достигшей степени иджтихада.
Неудивительно, если теперь все прояснилось. Но после знакомства с этими документами естественным образом появляется несколько уместных вопросов. Так за кем же следуют те, кто отвергает мазхабы? На какой основе они осуществляют свою деятельность? Какое они имеют право проявлять бестактность по отношению к основателям мазхабов? И если они, как сами то утверждают, подражают шейху Ибн Базу и его единомышленникам, то почему же они не следуют вышеприведенным их фатвам?
На самом деле у нас не было намерения так затягивать разговор в настоящей книге, посвященной разногласиям между мазхабами фикха. О науке фикх и факихах частично мы упоминали в книге «Ислом мусаффолиги йўлида» («На пути чистоты Ислама»), в статьях, выступлениях, в особенности, в серии книг «Хадисы и жизнь». Надеемся, что в будущем, если соблаговолит Аллах, у нас будет возможность подробно поговорить на эту важную тему. Но поскольку именно этот вопрос является одним из главных факторов, ставших причиной нынешних разногласий, мы сочли приемлемым немного остановится на нем.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф