Иджмаъ о твердом соблюдении всеми правоверными мусульманами по своему усмотрению одного из праведных четырех мазхабов было принято с чрезвычайно добрыми намерениями. Однако со временем, задуманное с хорошими намерениями это дело стало объектом злоупотреблений. Вместо почтения и уважения к другим мазхабам, случалось, проявлялся фанатизм. В результате между последователями различных мазхабов появились разногласия, различные препирательства и другие неприятности. Возникавшие, пусть и редко, неприятности противниками мазхабов до сих пор используется в поддержку мнения: «мазхабы есть главный фактор, создающий расхождения».
К сожалению, вред, наносимый неуместным противоборством по поводу мазхабов фикха, на этом не заканчивается. Также был проявлен неуместный фанатизм относительно указаний об иджтихаде наших праведных улемов прошлого. Определенные методические правила и указания о неприкосновенности важных иджтихадов были истолкованы в значении «все слова во всех книгах фикха неприкосновенны». В результате и по истечении веков вопросы фикха оставались замороженными в том своем виде, который существовал в период жизнедеятельности великих муджтахидов. С изменением времени, пространства и факторов неизменным оставался этот великий инструмент – наука фикх, которая должна была решать различные новые вопросы, происходящие в жизни мусульманской уммы. Со временем дело дошло до того, что наши книги по фикху превратились в труднопонимаемые источники даже для тех, кто годами получал религоиозное образование. Люди, боясь ложных обвинений, не могли решиться даже на замену устаревших со временем и вышедших из употребления слов в книгах фикха на другие, новые синонимичные термины.
Сейчас почти во всех исламских науках ощущается дух нового времени. Написаны и пишутся множество произведений по тафсиру, хадисам, сийре, улумул Куръану, улумул хадису и другим исламским наукам. В этих произведениях читатель сможет найти ответы на все свои современные вопросы. Эти книги написаны с применением всех современных методов привлечения внимания читателя. Однако мы не можем сказать то же самое о книгах по фикху. Не считая единичных случаев приложения частичных и совершенно обыденных усилий, в этой сфере не было сделано почти ничего. В результате продолжающегося многовекового застоя в такой великой науке Ислама, как фикх, люди отдалились от фикха. Такой исход естественен, когда человек в поисках ответов на вопросы своего времени обращается к фикху, но обнаруживает в нем фразы многовековой давности. Неужели мы, сохраняя исключительное почтение к ученым прошлого рахматуллахи алайхим и сохраняя их наследие как зеницу ока, не можем найти решение некоторых вопросов, без упреков в адрес их иджтихадов? Ведь можно же, хотя бы перевести старые наши книги на язык современной терминологии и представить их массам!
Ваш покорный слуга несколько лет тому назад в одной из своих статей слегка намекнул на это. Тогда некоторые обладатели знаний рассценили это так: «а не является ли это притязанием на степень муджтахидов»? Я тогда объяснил, что весьма далек от такой мысли. А теперь беседы и обсуждения с большинством улемов показывают, что мои соображения находят все большую поддержку. Некоторые люди даже написали книги о необходимости нового подхода к фикху. Мы надеемся, что в будущем в науке фикх появится такая же привлекательность, как это было в прежние времена.
Итак, факторы, ставшие причиной возникновения разногласий в религиозных вопросах, не являются односторонними. Наверное, не будет ошибкой, если скажем, что в этом деле сыграло свою роль то обстоятельство, что чрезмерное стремление твердо придерживаться фикха превысило границы и перешло к фанатизму. И не исключено, что в настоящее время именно это является причиной того, что люди, в особенности молодое поколение, остаются в отдалении от науки фикх. Когда человек не знает чего-то, он не может быть близким к нему. Не удивительно, если по именно этой причине фикх критикуют отдалившиеся от него люди. Весьма прискорбна ситуация, когда наука фикх – великая наука, которая должна помогать своевременно решать по шариату все проблемы в жизни мусульман и выносить по ним положения, в наши дни отстает от жизни…
[1] Тафсир – толкование, комментарии к аятам Куръана.
[2] Сийра – наука о жизнеописании Пророка алайхиссаллам.
[3] Улумул Куръан – науки Куръана; комплекс знаний и наук, относящихся только к Священному Куръану. Улумул Куръан включает в себя ряд таких наук, как илмул кираат, илмун насихи вал мансухи, илмул маккиййи вал маданиййи, илмус сабабин нузул, илмур-расм, илмул-мухками вал муташабихи и т. д.
[4] Улумул хадис – науки в области изучения хадисов от Посланника Аллаха Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, к которым, например, относятся наука познания сподвижников, наука познания табиъинов, наука постижения фикха хадисов, наука о насих (отменяющих) и мансух (отмененных) хадисах, наука о противоречивых хадисах и постижении их смыслов, наука постижения мазхабов мухаддисов, сочиненные хадисы и наука об их сочинителях и т. д.