И в настоящее время встречаются отдельные группы, вооружившиеся некоторыми идеями старых захиритов. В этой книге мы их называем «зачинщиками разногласий», «раскольниками», «безмазхабниками». Некоторые видные улемы называют их «новыми захиритами». Согласно утверждению этих почтенных улемов, в «новых захиритах» узнается облик старых захиритов. Хотя «новые захириты» унаследовали от старых достаточно многое, в том числе такие особенности, как стремление цепляться за малые отдельные тексты и проводить анализ по буквам, брать только их поверхностное значение, буквоедство, отрицание кийаса, нежелание увязывать положения с целями и мудростью шариата, все же они не обрели обширные познания, в частности в хадисах и древних трудах. А это, в свою очередь, повлияло на их понимание религии, вынесение шариатских положений из религиозных текстов, на их отношение к жизни и взаимоотношения с людьми.
Улемы, изучившие деятельность различных групп новых захиритов, обращают особое внимание на их следующие особенности:
1. Зацикленность на буквальном смысле в понимании аятов и хадисов и выведении из них шариатских положений с последующим их анализом на основе буквоедства, не обращая внимания на истинные цели и мудрости, лежащих в их основе.
2. Склонность к выбору более трудной стороны вопросов и предрасположенность к усложнению.
3. Они обольщаются тем, что считают свою мысль единственно верной.
4. Непримиримость ко всем, кто противоречит их идеям.
5. Объявляют всех оппонентов фасиками, приверженцами бидъы и неверными.
6. Безразличны к появлению смуты в религиозных, мазхабных и других вопросах.
Своими вышеперечисленными и не упомянутыми здесь характерными чертами новые захириты способствуют тому, что среди мусульман постоянно сохраняются всякого рода разногласия. Никто не обижался бы на них, если бы свое понимание они оставляли только при себе. Однако к большому сожалению, своим притязанием, что их идеям должны следовать все остальные, и своими действиями в этом направлении, они сеют среди мусульман рознь.
Ниже мы приведем примеры разногласий, которые больше всего вызывают беспокойство в наших условиях, а также приведем примеры данных по поводу них пояснений и ответов. С благими намерениями, надеясь на лучшее, мы старались не упоминать о тех разногласиях, которые еще не появились или не получили широкое распространение. Надеемся, что они не возникнут у нас вообще.
Вместе с тем, мы упомянули и о некоторых приверженцах разногласий помимо подразумеваемых здесь, а именно о зачинщиках разногласий, которые вышли из нашей среды. Ибо мы против не какой-то определенной группы или категории, а в целом против всякого разногласия вообще.
Опыт показал, что мусульмане и обладатели знаний, имамы из их числа и имеющие к ним отношение люди на территории бывшего Советского Союза периодически испытывают потребность в аргументах и доказательствах относительно этих разногласий. Именно по этой причине мы сочли целесообразным собрать информацию о них в одном месте.