Не будет преувеличением, если скажем, что два понятия, упомянутые в заглавии — мавлид и бидъа — чаще других становятся предметом разногласий, распространенных до сегодняшнего дня. У мусульманского сообщества, следующего мазхабу вероучения Ахлус сунна вал джамаа и четырем признанным мазхабам фикха, издавна повелось отмечать мавлид — праздничные мероприятия, посвященные месяцу рождения Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Причем приверженцы тасаввуфа уделяют этому делу особое внимание. Однако их оппонентам проведение такого мероприятия не нравится. Существует также мнение о том, что противники этой традиции перешагнули уровень простой критики церемоний мавлида и их сторонников, дойдя до такфира — объявления всех их кафирами (неверными).
Оппоненты предпочитают расценивать мавлид как бидъу, которая ведет к заблуждению. На их взгляд, все, чего не было в начале Ислама, является бидъой, а каждая бидъа — это заблуждение, а каждое заблуждение — это ад.
Чтобы ясно и категорично прокомментировать именно на такую резкую точку зрения, мы сочли необходимым обсудить эти два вопроса под одним заглавием.
Чтобы как можно скорее ответить на возникающие среди мусульман вопросы, с учетом отсутствия навыков пользования Интернетом у некоторых людей, мы начали издание ежемесячного сборника ответов на вопросы под названием «Зикр ахлидан сўранг» («Спросите людей зикра»). Мы предполагали, что эта необъемная 48-страничная книжка послужит людям, давая незамедлительные ответы на интересующие мусульман вопросы, способствуя своевременному доведению до масс необходимых, актуальных сведений и предотвращая возможное возникновение разногласий. Получилось так, что второй номер этого издания пришелся на месяц Рабиъул-аввал — месяц мавлида. И потому понадобилось написать о достоинствах церемонии мавлид, а в процессе разъяснения разногласий по этому поводу возникла также необходимость сказать и о бидъе. Именно поэтому свой ответ, включавший в себя эти две темы, я представил в качестве отдельной статьи.
Всевышний Аллах увенчал успехом как в целом серию «Спросите людей зикра», так и эту статью. Мусульмане с радостью восприняли их. Сейчас, когда я пишу эти строки, готовится к изданию сотый номер серии «Спросите людей зикра». А статью о мавлиде и бидъе повторно предоставляем вниманию наших дорогих читателей. Да поможет нам Сам Всевышний Аллах и поведет нас верным — прямым путем! Аминь!
Необходимость изучения жизни, сийры, качеств и сунны Посланника аллаха саллаллаху алайхи васаллам
Поскольку уверование в Мухаммада Мустафа саллаллаху алайхи васаллам, повинонение ему, любовь к нему и стремление брать с него пример является ваджибом (обязательным) для каждого мусульманина, то изучение его жизни, сийры, качеств и сунны также является ваджибом.
Ибо невозможно уверовать в Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, проявляя повиновение ему, любить его и брать пример с него, не изучив его жизненный путь, его сийру, качества и сунну.
В этом вопросе, как и большинстве подобных случаев, вступает в силу правило «Все то, что ведет к деянию ваджиб, также становится ваджибом».
Именно по этой причи не мусульманская умма начиная с первых своих дней уделяет огромное внимание изучению жизни, сийры, качеств и сунны Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
Общеизвестно, насколько большое значение сподвижники радияллаху анхум придавали делу изучения каждого события, происходящего в его алайхиссалам жизни, как тщательно и основательно они заучивали каждое его слово, каждое движение, его мимику, его жесты. После переселения Пророка саллаллаху алайхи васаллам к Рафикул аъла, то есть после его кончины, мусульманская умма придавала неподражаемое значение сохранению как зеницы ока, изучению и почитанию всего того, что имело к нему прямое или косвенное отношение.
После того, как мусульманская умма записала — перенесла Слово Всевышнего Аллаха, Священный Куръан, на страницы, она первым делом записала сийру своего любимого Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
В написании первых книг по сийре примером для подражания стали Вахб ибн Мунаббах (34–114 гг. х.), Урва ибн Зубайр (23–94 гг. х.), Абан ибн Усман ибн Аффан (22–105 гг. х.). После них на этом поприще прославились такие имамы науки сийры, как Ибн Исхак и Ибн Хишам.
Мусульмане изучали сийру, сунну, качества и нрав своего Пророка алайхиссалам по книгам, написанным именно этими улемами науки сийра.
Со временем Ислам приняли представители разных народов, народностей и этнических групп. У людей стало больше забот и им стало все труднее изучать книги хадисов с перечисленным в них полным санадом — длинным списком всех равиев (передатчиков хадисов).
Учитывая это, улемы стали принимать соответствующие меры. После необходимых усилий и исследований, в результате научной работы появились сокращенные варианты книг по сийре Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. С помощью этих книг люди стали изучать жизнеописание, сунну, качества, нрав и облик своего любимого Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
В силу разных причин, по прошествии времени, мусульмане опять стали испытывать затруднения в изучении сведений о Пророке саллаллаху алайхи васаллам. Это обстоятельство вызвало тревогу у мусульманских улемов и руководителей того времени. Они стали беспокоиться по поводу того, как довести до людей важные сведения о Посланнике Аллаха саллаллаху алайхи васаллам легким и действенным способом. Наконец, учитывая реалии тех времен, они посчитали приемлемым подготовить краткие сборники с жизнеописанием и рассказом о качествах Пророка саллаллаху алайхи васаллам в стихотворной форме и читать их, собрав людей. Для осуществления этой идеи были избраны день и месяц рождения Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
Это предложение было радушно принято всеми. Начатое в Ираке, это благое дело быстро распространилось по всему Исламскому миру. Стихотворным произведениям, посвященным сийре Пророка саллаллаху алайхи васаллам, было дано название мавлидун-наби или просто мавлид. Постепенно чтение мавлидов и вознесение Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам салаватов (благословений) превратилось в добрую традицию и стало неотъемлемой частью мусульманской культуры. К сожалению, как и в других сферах, со временем и в этом богоугодном деле также наблюдаться такие отрицательные явления, как отклонение от истинной цели, предание бидъе и предрассудкам.
В наших краях на церемониях мавлид традиционно до наших дней читается произведение «Мавлид» сирийского ученого и поэта Джаъфара Барзанджи рахматуллахи алайхи. В других странах наряду с этим произведением читают на мероприятиях и другие произведения. В Священной Мекке, в Лучезарной Медине, в Таифе и других городах Хиджаза читаются отрывки из стихов разных поэтов, восхваляющих Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
Разногласия по мавлиду
Обряд мавлид считается одним из тех, что становились и становятся до сих пор предметом многих разногласий. Мавлид отмечали и отмечают большинство мусульман. Однако одна категория мусульман выступала и продолжает выступать против мавлида.
Противники мавлида заявляют: «Этот обряд представляет собой бидъу. Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорил:
«Каждая бидъа — заблуждение. Каждое заблуждение — в аду». При жизни Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, во времена сподвижников и праведных салафов (предшественников) не было обряда мавлида, в Куръане и Сунне нет повеления о надобности отмечать мавлид».
Сторонники мавлида говорят: «Хотя первое время мавлида не было, все же издревле все отмечают его. Разве плохое дело вспоминать Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, возносить ему салаваты и изучать его жизненный путь?!».
Противники мавлида утверждают: «Во время таких мероприятий выполняются действия, представляющие собой ширк, совершаются деяния, противоречащие шариату. Совершение таких деяний является грехом, а не благим воздаваемым делом. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил: “Тот, кто в этом нашем деле породит то, что не исходит из него — отвергнут (мардуд)”».
Сторонники мавлида утверждают: «Совершенно неправильно считать, что в шариате нет проявления уважения к Пророку саллаллаху алайхи васаллам, изучения его сийры и обучения этому других, вознесения ему салаватов. В Куръане есть повеление возносить салаваты Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Сам Пророк саллаллаху алайхи васаллам призывал к этому. Великие улемы считали это деяние правильным. Они обладают знаниями в не меньшей степени, чем противники мавлида».
Так конфликт разросся, стороны стали предъявлять друг другу тяжкие обвинения, дошло до того, что начали выносить разные хукмы (решения) относительно противной стороны. Случалось даже такое, когда устных перепалок сторонам казалось мало и они переходили к практическим действиям.
Образец заявлений против мавлида
Справедливости ради, к сведению уважаемых читателей, мне предтавляется целесообразным привести образец заявлений тех, кто против мавлида.
Для этого мы выбрали книгу «Критерии суфизма в свете Куръана и Сунны» Абу Абдуррахмана Али ибн ас-Сайида ал-Васифи. На 277-й странице этой книги начинается глава под названием «Бидъа мавлидов». Вначале автор говорит о значении следования сунне Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, приводя в качестве доказательства три аята и давая им пояснения. Также он восхваляет деяния сподвижников в этом деле. Отмечает, что суфии поступали вопреки тому. Затем он дает заголовок «Мавлиды противоречат религии» и утверждает, это противоречие имеет три аспекта.
Первый аспект:
«Мавлиды являются сунной иудеев, христиан и идолопоклонников. Они считают это деянием, посредством которого достигается довольство Творца, тогда как это дело является ширком, идолопоклонничеством и бидъой. «Разве тот, кому приукрашено его дурное деяние и он увидел его прекрасным [подобен праведнику?]» (Сура «Фатир», аят 8).
«Скажи: "Известить ли Нам вас о потерпевших наибольший убыток в деяниях — тех, усердие которых исчезло в земной жизни, и которые считают, что поистине, совершают прекрасные поступки?"» (Сура «Кахф», аяты 103–104).
В этих бидъах суфии подражают христианам и другим и стараются угодить им».
Чуть ниже он приводит цитату из книги некоего Джабарти под названием «Аджайибул асар»:
«Начались мавлиды и дела обществ, и французы дали людям разрешение в этом. Ибо они увидели в этих делах выход за рамки шариата, сборы женщин, предание страстям и праздным делам, а также всякие запретные (харам) дела. Поэтому мавлид был вновь возобновлен наряду с некоторыми другими подобными делами».
Затем он приводит хадис Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, в котором тот сказал: «Непременно будете следовать сунне своих предшественников пядь за пядью, аршин за аршином. Даже если они войдут в нору добб , войдете за ними».
Мнение: Человек, прочитавший эти строки, придет к мысли «Мавлид устраивают только те, кто преступает границы шариата и глумится над ним». Мало того, он подумает, что они устраивают мавлиды только для того, чтобы угодить неверным и идолопоклонникам.
Таким людям напомним следующий достоверный хадис:
Передается от Ибн Аббаса радияллаху анхума:
«Прибыв в Медину, Пророк саллаллаху алайхи васаллам увидел, как иудеи постятся в день Ашуро и сказал:
— Что это?
Сказали:
— Это — праведный день. Это день, когда Аллах спас сынов Исраила от врага. И Муса постился в нем [в этот день].
Он саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Я больше вправе на Мусу, чем вы, — и постился в этот день и велел поститься в нем».
Передали Бухари и Муслим.
Комментирование этого хадиса мы предоставляем противникам мавлида. Как, по-вашему, можно оценить это действие Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам?
С другой стороны, что вы скажете о тех мусульманах, кто проводит мавлиды, не подражая никому, только ради воздаяний, чтобы ознакомить людей с жизнеописанием Пророка саллаллаху алайхи васаллам, и кто не допускает в этих мероприятиях ничего такого, что противоречило бы шариату?
Второй аспект:
«Мавлиды не явяются сунной Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, и не являются путем сподвижников и поколения мусульман первых трех веков. Эти мавлиды организованы в виде бидъы после вышеупомянутых веков, в четвертом веке, лицемерами-фатимитами и в седьмом веке Маликом Музаффаром из Шама».
Затем от некоего Али Махфуза передается текст, похожий на предыдущий. В этом тексте говорится, что существует шесть мавлидов: «мавлидун-наби», «мавлид Али», «мавлид Фатимы», «мавлид Хасана», «мавлид Хусайна» и «мавлид халифа».
Мнение: В этом разделе также говорится об абсолютно чуждых нам вещах. Может быть, кто-то когда-то делал то, о чем говорится здесь. Однако у кого же есть право сделать это всеобщим, для всех?!
Во-первых, другие мавлиды, помимо «мавлидун-наби», не нашли широкого распространения. Если кто-то и отмечал их, то только в виде собственной бидъы. К тому же, нам такие обряды совершенно незнакомы. Потому что у нас проводится только мавлидун-наби.
Третий аспект:
«Сподвижники Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не знали мавлидов. Они не поклонялись Аллаху посредством мавлида, хотя их любовь к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам была сильна!»
Затем автор приводит определение Шатиби о бидъе, а также хадис Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам: «Тот, кто в этом нашем деле породит то, что не исходит из него — отвергнут» и комментирует этот хадис.
И в конце концов, делая выводы, говорит так:
«Так, мавлиды суфиев — это сборище наркоманов. Ибо собственно они и изобрели анашу. Такие мавлиды представляют собой мужеложества, охоту за женщинами!»
Мнение: Даже невежества должно быть в пределах допустимого!
Неудивительно, если весть о том, что свойства анаши «открыли» суфии, окажется новостью и для самих суфиев.
Выливать всю грязь наркоманов, занимавшихся этим мерзким занятием на протяжении сотни, и даже тысячи лет до суфиев, на прославившихся своими усердными поклонениями суфиев, не что иное, как гнусная клевета!
Суфии собираются в связи с мавлидом всего один или два раза в год. Они время от времени собираются для проведения разных хатмов, зикров. В аятах и хадисах существуют удивительные упоминания об их кругах зикра и достоинствах этого деяния.
Приведем примеры:
Всевышний Аллах в суре «Ахзаб» говорит:
«О вы, которые уверовали! Поминайте Аллаха поминанием много, и поминайте пречистым Его утром и вечером!» (аяты 41, 42).
В суре «Ахзаб» Аллах сказал:
«…и поминающие Аллаха много мужчины и поминающие [Аллаха много] женщины, — уготовал Аллах им прощение и награду великую!» (аят 35).
Передается от Анаса радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Когда станете проходить мимо райских садов, наслаждайтесь».
Сказали:
— А что такое райские сады?
Он алайхиссалам сказал:
— Круги зикра».
Передали Тирмизи и Ахмад.
Ну а теперь скажите, являются ли разные виды собраний суфиев, их круги зикра, как вы сказали, «сборищем наркоманов» или только мавлидами? Или вы хотите оклеветать суфиев под предлогом мавлида, тогда как мавлиды свойственны не только суфиям? Более того, приходилось ли вам увидеть собственными глазами хоть какие-нибудь мавлиды, в которых бы применялись наркотики, мужеложство и прелюбодеяния? К вашему сведению, обычно люди, занимающиеся этим, не пускают в свой круг чужих, не похожих на себя…
Значит, эти ваши слова не что иное, как клевета. А теперь вопрос вам: если кто-то будет заниматься упомянутыми вами делами под предлогом совершения намаза, то получается, что вы и намаз объявите бидъой и неверием?
Мусульманину следует быть беспристрастным. Нет, мусульманин даже должен быть беспристрастным, объективным! Таково требование религии.
Если говорить об объективности, то позвольте задать вопрос противникам мавлидов: если кто-то занимается распутными делами под маской религии (к сожалению, есть и такие), разве не следует порицать его самого, а не религию?
Люди, сведущие в истории религии, знают историю «мечети Зирар» («вредоносной мечети»). Об этом ниспосланы следующие аяты Священного Куръана:
«И те, которые сделали мечети местом вредительства, неверия, раскола среди верующих и ожидания того, кто воевал до этого против Аллаха и Его посланника — и непременно будут клясться: «Не желали мы ничего, кроме добра!». А Аллах свидетельствует, что поистине, они — непременно лжецы» (Сура «Тауба», аят 107).
Двенадцать человек из числа мунафиков по призыву своего предводителя кафира Абу Амира Рахиба построили мечеть. Но они построили ее не с благими намерениями, не ради довольства Аллаха. Напротив, они построили эту мечеть, чтобы посеять «раздор среди мусульман», чтобы навредить им, чтобы эта мечеть стала местом сборища лицемеров, чтобы встретить там своего предводителя — кто «воевал до этого против Аллаха и Его посланника».
После того как Всевышний Аллах известил об этом, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам повелел разрушить эту мечеть, построенную в качестве пристанища для лазутчиков.
Да, он велел разрушить мечеть. Но это не означает, что было велено разрушать все мечети. Было велено разрушить ту самую мечеть Зирар, которая была построена с целью сделать ее центром неверия и подстрекательств, притоном лицемеров и лазутчиков, и которая служила бы против мусульман. Ибо хотя это место и называлось «мечетью», оно являлось пристанищем для лазутчиков и служило не на благо религии, а против нее. Поэтому оно и было разрушено до самого основания.
Впрочем, это наиболее правильный путь в каждом деле, относящемся к религии. То есть не следует искоренять в сущности праведные деяния по вине нескольких людей, а нужно исправлять недостатки в самих этих людях.
Во времена Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам еще не было налажено изготовление книг в одном переплете. Ни Куръан, ни тафсиры, ни хадисы не были записаны в форме книги. Но сегодня существует несметное количество книг о Куръане и хадисах.
К сожалению, правдой является и то, что некоторые религиозные книги вместо служения религии бьют, как топором, по корням этой религии, вводят мусульман в заблуждение, сбивая их с верного пути.
Но ни один разумный человек не делает таких выводов: «В такой-то книге написаны слова неверия, приведены мавзуъ хадисы , шариатские положения истолкованы с искажениями и посему теперь нужно сжечь вообще всякую книгу. Писать и читать книги является харамом. К тому же, этого не было во времена Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам…».
Ибо исходя из преобладания в реальности положительной стороны, никто не сможет отрицать роль книг в развитии религии.
По-моему, высказывания о мавлидах можно сравнить со словами о книгах.
Что касается вопроса о том, можно ли назвать этот обряд (мавлид) «бидъой», то придется еще раз обратиться с вопросом к тем самым зачинщикам разногласий: Так что же нужно сделать? Как поступить?
Можно ли взвесить споры о мавлиде на весах знаний? Есть ли возможность проанализировать все вопросы добросовестно? Осуществимо ли изучение истории и подробностей этого вопроса? Или же этот спор возник лишь для того, чтобы оставаться скандалом?
Чтобы ответить, думаю, сначала нам необходимо понять, что такое бидъа. Притом понять это нужно не так, как это сделал бы каждый сам по себе, а необходимо подходить к вопросу на основе определений и указаний великих улемов.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф, (Более подробно о проявлениях разногласий в Исламе см. в книге автора «Разногласия: причины и решения»)