2. В Сунне о чтении суры «Йа Сиин» усопшим сказано следующее:
Передается от Маъкила ибн Ясара радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Читайте «Йа Сиин» своим усопшим».
Передал Ахмад в своем «Муснаде».
Комментируя этот хадис, Куртуби сказал: «Этот кираат может быть [совершен] как только человек умер или возле его могилы».
Ибн Хаджар ал-Хайтами с своей книге «Фатва» пишет: «Чтение «Йа Сиин» является мандубом в обоих случаях».
3. Точно так же и шариат предписывает читать суру «Фатиха» в намазе джаназа. Потому что в этом есть предназначенная для усопшего польза, она воплощает в себе милосердие и прощение Аллаха. Однако с другими сурами не так.
Передается от Убады ибн Самита радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Уммул Куръан [«Мать Куръана» – сура «Фатиха»] – замена другим его [сурам] и другие его [суры] – не замена ей».
Передал Даракутни. Хаким назвал его «сахихом».
Поэтому имам Бухари в своем сборнике хадисов «Сахих» выделил отдельную главу под названием «Чтение «Фатихи» усопшему». Следовательно, под ее чтением подразумевается более широкое понятие, чем ее чтение в намазе джаназа или вне его.
Существуют и другие хадисы, свидетельствующие о том, что в намазе джаназа читается сура «Фатиха». Кроме этого, есть и такие хадисы, которые указывают на чтение суры «Фатиха» во время захоронения или после похорон.
Передается от Умму Афиф Нахдиййи радияллаху анха:
«Мы совершили байъат Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, когда женщины совершали байъат. Так, он принял[байъат] от них [женщин] о том, что они не будут разговаривать с мужчинами, кроме махрамов, и велел нам читать своим усопшим суру «Фатихатул Китаб».
Передал Табарани.
Передается Умму Шарик радияллаху анха:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам велел нам читать на джаназе [умершему] «Фатихатул Китаб».
Передал Ибн Маджа.
4. В пользу чтения Куръана возле могилы улемы приводят в качестве доказательства также хадис, переданный от Ибн Аббаса радияллаху анху:
«Проходя мимо двух свежих могил, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Поистине, они оба подвергаются мучениям и подвергаются они мучениям не из-за больших грехов. Один из них не очищался от своей мочи, а другой ябедничал», и взяв свежую [пальмовую] ветку, поломал ее пополам и воткнул одну в эту, другую в эту [другую] могилу и сказал: "Быть может, [мучение] будет облегчено от них, пока не высохнут"». Передал Бухари.
Хаттаби сказал: «Это – доказательство тому, что чтение Куръана возле могил любимо и желанно (махбуб). Поскольку усопший получает пользу от тасбиха ветки дерева, то следует питать надежду, что от чтения Куръана будет еще больше пользы и благодати».
Имам Куртуби сказал: «Некоторые улемы приводят хадис о ветках в качестве доказательства в пользу допустимости чтения Куръана возле могилы и утверждают, что сажать деревья у могил и читать возле них Куръан полезно для усопших. Когда деревья облегчают мучения, почему не быть полезным чтению Куръана правоверным человеком! Поэтому улемы назвали посещение могил мустахабом, а чтение Куръана – даром усопшему от посетителя».
Имам Навави в комментариях к «Сахиху» Муслима пишет: «Чтение Куръана возле могилы улемы назвали мустахабом на основании именно этого хадиса. Если тасбих ветки облегчает мучение, то облегчение мучения от чтения Куръана еще более высоко»
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф, «Разногласия: причины и решения»