1. Ахлус сунна вал джамаа — досл. «Люди сунны и общины»; то есть объединение в единый вероубежденческий мазхаб основных правовых (фикха) мазхабов, которых отличает вера в законность первых четырех халифов, в достоверность хадисов и которые составляют подавляющее большинство мусульман мира (Сунна (سنة) — досл. «тарикат – духовный путь», «пример», «образец». Сунна имеет три основных значения-определения: 1. Сохранившиеся и переданные до нас сведения относительно высказываний, поступков, одобрений Пророка саллаллаху алайхи васаллам, его природных (особенности телосложения) и нравственных качеств, а также биографических данных (терминология мухаддисов). 2. Категория деяний по примеру Пророка саллаллаху алайхи васаллам, выполнение которых требуется шариатом не категоричным образом; человек, выполняющий эти деяния получит воздаяние, не выполнивший — не осуждается (терминология факихов). 3. Исходившие от Пророка саллаллаху алайхи васаллам и могущие служить доводом-доказательством для положений (хукм) шариата каждые высказывания, действия или одобрения (терминология ученых науки усулул фикх)).
2. Имам (امام) — досл. «предводитель», «впередистоящий», «руководящий», «начальник»; человек, возглавляющий намаз общины. В древности имамом также называли и главу государства.
3. Калáм — (досл. «слово», «речь»; подразумевает илмул калáм — «наука калáм»); наука, в которой на основе канонов Ислама осуществляются суждения о сущности (зат) и качествах (сифат) Всевышнего Аллаха, а также о состоянии таких вероятностей, как начало и возвращение. Причиной использования термина калáм послужило то обстоятельство, что вопрос о калáме — Слове Всевышнего Аллаха было наиболее известным среди вопросов акийды и оно вызвало наибольшее разногласие среди обсуждавших вопросы акийды людей. Впоследствии ученые этой науки стали применять только само слово калáм, отчего оно и получило свое название. Мутакаллим — ученый науки калáм.
4. Ахлул батил — приверженцы недействительного (батил — недействительное, неправильное и ложное), то есть приверженцы заблудших течений, придерживающихся недействительных, неверных и ложных суждений.
5. Ахлул хакк — досл. «люди истины», «приверженцы истины».
6. Праведные предки — (арабск. салафус салихин) — под праведными предками (салафус салихин) понимаются сподвижники Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, табиъины, табаъа табиъины — предшествовавшие мусульмане, прошедшие в первые три столетия Ислама.
7. Куфр (كفر) — досл. «скрыть и оградить что-либо». Тот, кто скрывает — кафир. В арабском языке земледелец также может называться кафиром, так как он «скрывает» в земле семена, но при этом будет применено лексическое значение слова кафир, а не значение шариатского термина. В шариате куфр применяется в двух значениях. Первое — противоположное ийману (вере) — неверие. Например: уверовал в Аллаха с одновременным проявлением куфра (неверия) к идолам и истуканам. Второе — противоположное благодарению. Например: «такой-то проявил куфр к благам». Т.е. не проявил благодарения в отношении данного себе блага, то есть не признал — не уверовал, что это благо исходит к нему от Аллаха. В шариате под словом куфр иногда подразумевается значение, выводящее из религии, а иногда, подразумевается куфр, не выводящий из религии. Некоторые улемы также называют эти два куфра «куфром в убеждениях» и «куфром в деяниях».
8. Шахада (калиматуш шахада – слова свидетельства) — свидетельство веры «Ашхаду аллаа илааха иллаллаху ва ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва расулуху», то есть «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад раб Его и Посланник».
9. Мушрик — (совершающий ширк); человек (язычник, многобожник), который совершает ширк — придает кого-л. или чего-л. в сотоварищи Аллаху, т.е. совершает / допускает ширк, поклоняясь истуканам, идолам и прочим вещам и тем самым приравнивая к Аллаху творений Аллаха или изготовленных человеком предметов.
10. Мухлис — обладающий ихласом; то есть совершающий благие деяния с ихласом.
11. Мунафик — от слова нифак (نفاق) досл. «пустое изнутри и иное снаружи» — пустословие, лицемерие; в шариате под нифаком подразумевается внешнее выказывание принятия мусульманства, тогда как внутренне человек не достоин этого звания; выражение устами о наличии иймана, тогда как в душе сокрыто неверие (куфр). Человек, совершающий нифак, называется мунафиком — лицемером.
12. Аллах джалла джалалаху — Аллах, величественно Его Могущество.
13. Аллах субханаху ва таъала — Аллах, Пречист Он, Всевышний.
14. Аллах табарака ва таъала — Аллах, Благословенный Он и Всевышний.