Нет передачи болезни и дурного предзнаменования, приемлемо предостерегаться
Во времена доисламской джахилии имели место различные проявления невежества. В том числе они бытовали в виде суеверий и, в частности, в вопросах, относящихся к медицине. Хадисы, приводимые в этом разделе, касаются именно таких проявлений, поясняют, каким образом Ислам направил эти вопросы в правильное русло.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Нет заражения болезнью, нет совы, нет навъу и нет Софара».
Передали трое.
Пояснение: В этом хадисе, переданном от Абу Хурайры радияллаху анху, опровергаются четыре проявления джахилии.
1. «Нет заражения болезнью».
У людей джахилии доисламских времен существовало поверье, что в болезнях есть своеобразная сила и они передаются от одного человека к другому с помощью этой силы.
В современной джахилии распространено такое же поверье. Тут у кого-то может возникнуть скептический вопрос: «Что же, получается, болезни не передаются?» Ответ на этот вопрос таков: болезнь передается, если только этого пожелает Аллах. Этот же смысл подразумевается и в приведенном хадисе Пророка саллаллаху алайхи васаллам, как и в других подобных хадисах, в которых говорится, что «нет заражения болезнью».
Все, что случается в мире, происходит только по воле Всевышнего Аллаха. В том числе и передача болезни. Для избавления людей от таких поверий времен невежества таким щепетильным вопросам уделялось особое внимание.
2. «Нет совы».
Во времена джахилии верили в дурные предзнаменования по различным поводам. В частности, люди тех времен придерживались убеждения, что в том месте, куда сядет сова, будет несчастье, это место превратится в руины.
Ислам отрицает и это поверье. Если кого-то и постигает неприятность или беда, то это происходит не по причине появления там совы или других птиц, а по воле Всевышнего Аллаха. Как и болезнь, которую Аллах, если пожелает, проявит на своих рабах в любой ситуации, точно так же Он может наслать бедствие, опустошить и превратить в руины любое цветущее место, независимо от того, сядет там сова или нет.
3. «Нет навъу».
Навъу – это звезда, которая, по убеждению людей времен джахилии, якобы посылает дождь. Они считали, что именно эта звезда низвергает на землю воду в виде осадков. Безусловно, это тоже неверно. Дожди низвергаются только Самим Всевышним Аллахом.
4. «Нет Софара».
Люди времен доисламского невежества придерживались относительно месяца Софар определенных убеждений, состоящих из суеверий и предрассудков. Они утверждали, что в течение этого месяца нельзя отправляться в путь, нельзя совершать то-то, нельзя делать это.
Ислам опровергает также и эти бессмысленные поверья. Ислам объявил, что все месяцы, все дни принадлежат Всевышнему Аллаху.
К тому же название упомянутого месяца по-арабски пишется через букву «сод». Что касается слова сафар, означающего «поездка», «отправляться в путь», «снарядиться в далекий путь», то оно пишется через «син». Поэтому уже по одной только разнице в написании этих слов можно судить, насколько никчемны утверждения тех, кто говорит, что будто нельзя совершать сафар в месяце Софар.
Этот благородный хадис рассматривает вопросы, преимущественно относящиеся к вероубеждению, и в том числе вопросы вероубеждения, касающиеся медицины.
Так, мы должны твердо придерживаться такого убеждения, что болезнь передается лишь в том случае, если того пожелает Всевышний Аллах. Этот вопрос станет еще больше проясняться по мере изучения последующих хадисов.
Передается от Джабира радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Нет заражения болезнью, нет гула и нет Софара».
Передали Муслим и Абу Давуд.
Пояснение: В этом хадисе к названным в предыдущем хадисе поверьям добавляется утверждение, что также отсутствует и гул.
В представлении людей джахилии гул – это некий джинн, который, согласно поверьям мог принимать любой облик, любую форму и обрушивал на людей бедствия, сбивая их с пути.
Ислам опроверг и это неверное убеждение.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Нет заражения болезнью, нет Софара, нет совы. Один бедуин сказал:
– О Посланник Аллаха, а что с верблюдами? В песках они подобны газелям. А когда смешается с ними паршивый верблюд, опаршивит их всех!
– А кто же заразил первого? – сказал он саллаллаху алайхи васаллам».
Пояснение: Смысл заключается вот в чем. Если болезнь распространяется путем заражения, то как же охарактеризовать ее первичное появление? Пока не придем к вероубеждению, что всё происходит только по воле Всевышнего Аллаха, цепь этих вопросов будет продолжаться бесконечно. Только те люди, которые уверовали, что всё подчинено воле Всевышнего Аллаха, Его бесконечному могуществу, говорят, что и первичное появление болезни, и ее передача происходит исключительно по воле Всевышнего Аллаха.
Передается от него же:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Не приближайте больного к здоровому».
Оба хадиса передали трое.
Пояснение: Этот благородный хадис касается верблюдов. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам велит не поить больного верблюда в том месте, где пьет здоровый верблюд. Потому что если заболеет и здоровый верблюд, хозяин будет сожалеть, считая, что «болезнь передалась».
Передается от него же:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Нет заражения болезнью, нет гадания птицей, нет совы и нет Софара. И беги от прокаженного, как бежишь от льва».
Передал Бухари в «Болезнь проказа».
Пояснение: Словосочетание, переведенное нами в этом хадисе как «нет гадания птицей», в арабском языке звучит как тияра. Это слово – производное от «тойр» («птица»). По ознакомлении с этим хадисом может возникнуть вопрос: «Какое отношение имеет птица к гаданию?» или «Разве раньше тоже существовал вид гадания, когда записки вытягиваются птицами, как это устраивают сейчас некоторые гадальщики?».
Гадание посредством птиц во времена джахилии выглядело несколько иначе. Когда кто-нибудь из людей джахилии колебался, браться или не браться за какое-либо дело, он брал в руку птицу и отпускал ее в полет. Если птица летела в правую сторону, он брался за это дело. Если же птица летела влево, он отказывался от него. А если птица летела прямо, он выпускал другую птицу. Из-за чрезмерно частого применения такого вида гадания, всякое гадание люди стали называть «тияра». Религия Ислам опровергла также и это.
В некоторых преданиях, приведенных в этом разделе выше, говорилось о непередаваемости болезни, а в других говорилось о том, что надлежит остерегаться передачи болезни. В этом же хадисе затрагиваются оба эти вопроса. Тем самым подчеркивается, что непередаваемость болезни сама по себе относится к вопросу вероубеждения, а соблюдение предосторожности от заражения болезнью является деянием, выполнения которого от нас требует наша религия.
Сегодня ни для кого уже не секрет, что такая болезнь, как проказа заразна. В Исламе же о необходимости убегать от прокаженного, словно ото льва, было сказано 15 веков тому назад.
Наш долг напомнить, что возможность распространения болезней впервые доказали на научной основе мусульманские ученые. Но мы обязаны подчеркнуть, что эту истину признали не мы, а западные ученые.
Знаменитый немецкий ученый госпожа Зигрид Хунке в своей книге «Солнце Аллаха освещает Европу» пишет следующее:
«В 1348 году андалусский государственный чиновник (деятель) и врачеватель, визирь султана Гранады Ибн ал-Хатиб написал научно-логический трактат о передаче и распространении болезней через больного человека.
Открытия, касающиеся передаваемости болезней и опасностей, связанных с этим, а также путей предохранения от приносимых ими людям бед, являются двумя из великих открытий, сделанных на основе созидательных мыслей мусульман. Этим мусульмане сослужили бесценную службу человечеству».
Мусульманский врачеватель Ибн ал-Хотийма, живший в замке Гранады, писал следующее:
«Проводимые мною в течение продолжительного времени опыты показывают, если кто станет контактировать с человеком, зараженным инфекционной болезнью, или же наденет одежду этого больного, он сразу же заболеет той болезнью. У него появятся такие же симптомы, как и у первого больного. Если первый больной будет плевать кровью, второй тоже будет плевать кровью. Если у первого появится язва, у второго тоже будет язва».
По прошествии восьмидесяти лет после написания этого Европа вдруг начала понимать, что болезни передаются. Люди стали сторониться контактов с больными, избегать приближения к ним. Они стали носить амулеты. Они верили, что эти амулеты предохраняют их от заражения болезнью. Следуя этому же убеждению, они стали прибегать к окуриванию помещений различными ароматными вещами.
«Среди делегации племени Сакийф был прокаженный. Пророк саллаллаху алайхи васаллам отправил к нему человека [со словами]: «Поистине, мы приняли твой байъат, возвращайся».
Передал Муслим.
Пояснение: То есть Пророк саллаллаху алайхи васаллам встретился со всеми членами официальных посланников племени Сакийф, которые признали его и прибыли для совершения байъата ему. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам принял их байъат, держа их за руки. Однако, в качестве меры предосторожности, он не допустил к месту встречи упомянутого больного человека и не пожал ему руку. Он послал к нему человека с известием о принятии его байъата, и только.