В хадисе, переданном от Абу Хурайры радияллаху анху великим нашим соотечественником имамом Бухари: «Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Какую бы болезнь ни ниспослал Аллах, поистине, Он ниспослал и ее исцеление».
Словами Муслима сказано следующее:
«Для каждой болезни существует снадобье. Когда снадобье найдет болезнь, она [болезнь] излечится с позволения Аллаха азза ва джалла».
С того самого дня, когда были сказаны слова из этого благородного хадиса, изложенное в нем значение уже превратилось в религиозное убеждение мусульман.
Каждый врачеватель-мусульманин, не переставая искал исцеления от любой болезни, прося помощи Всевышнего Аллаха. И каждый страдающий болезнью мусульманин, не теряя надежды, стремился к исцелению. Такое духовное состояние привело к тому, что мусульмане сделали невиданные доселе открытия в области медицины. Они считали неподобающим для себя демонстрировать свои открытия, хвастаться ими, удостаивать друг другу наградами и учреждать звания. Даже тогда, когда они совершали какое-нибудь великое открытие, они просто говорили: «По милости Всевышнего Аллаха сбылось то значение, что следовало из хадиса Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам».
Позже европейцы научились медицине у мусульман и в процессе анализа и комментирования мусульманских книг, они многое приписали на свой счет. Некоторые из них действовали искусным образом. Не говоря ни слова о том, что «такое-то открытие принадлежит мне, это принадлежит такому-то», они просто все записывали в своей книге. Читатели относили это открытие к тому, кто списал его у мусульман и записал в своей книге. А некоторые без стеснения открытия мусульман выдавали за свои.
Однако пришло время и завеса поднялась. Некоторые представители нынешних мусульман, которые вследствие отдаления от своей религии отстали во всех отраслях, начали получать образование при европейцах. У своих наставников они научились их принципам работы, в том числе и анализу древних рукописей. Вот тогда и стали раскрываться многие секреты.
До 1924 года во всем мире считалось, что систему малого кровообращения открыли испанец Сарветос и англичанин Гарвей и доказали ошибочность теории Галена о кровообращении. Однако в том же 1924 году в этом вопросе произошла удивительная перемена.
В том году молодой ученый Абдул Мунъим ат-Тантави защитил в германском университете Фрайнбург свою докторскую диссертацию на немецком языке. Эта его научная работа поразила всех. В своей научной работе Абдул Мунъим ат-Тантави утверждал, что ученым, доказавшим ошибочность теории о кровообращении Галена и открывшим систему малого кровообращения были не Сарветос и Гарвей, а мусульманский ученый по имени Ибн Нафис. Согласно утверждению ат-Тантави Ибн Нафис совершил это открытие на четыреста лет раньше Сарветоса и Гарвея.
Ученые, обсуждавшие эту научную работу, от подобной смелости схватились за голову. Неужели весь мир с 1616 года пребывал в заблуждении, считая, что это открытие принадлежит Сарветосу и Гарвею? Ведь это же посягательство на научный аманат – неприкосновенность научных достижений! Однако нужно было еще что-то ответить этому египтянину, который непоколебимо защищал свою позицию, полагаясь на обоснованность своего мнения научными аргументами и доказательствами. Они перестали обсуждать научную работу и приступили к разбору рукописей. К ним присоединились и другие ученые, узнавшие об этой новости. Из всех рукописей были отобраны и тщательно изучены те, которые имели непосредственное отношение к вопросу. В конце концов ученые признали, что утверждение Абдул Мунъима ат-Тантави является верным, что теория Галена о кровообращении ошибочна, и что систему малого кровообращения действительно открыл ученый Ибн Нафис.
А теперь позвольте упомянуть некоторые открытия мусульманских ученых, которые являются лишь каплей из океана их научного наследия.
В области хирургии мусульмане смогли сделать то, чего не смог сделать никто другой. В этой сфере они оказали беспримерную услугу всему человечеству.
Умерший в 1113 году знаменитый андалусский хирург Абул Касым аз-Захрави ввел новшества не только в сфере хирургии, но и в области лечения ран, измельчения камней во внутренних органах и проведения хирургических операций.
Этот мусульманский хирург за семьсот лет до английского ученого Персивала Потта хорошо знал о воспалении суставов и о позвоночном туберкулезе. Однако эта болезнь позже почему-то получила название по имени Потта.
Аз-Захрави также совершил множество открытий в сфере гинекологии. В частности, он является тем самым ученым, который первым решил вопрос о том, что нужно делать в случае продольного расположения плода при родах. Сегодня один из таких методов носит название по имени штутгартского ученого Фольшера (1856–1935).
Мусульмане достигли огромных успехов и в области лечения глазных болезней. Их научные соискания явились причиной появления целой науки под названием басорийат (досл. «наука о глазах»). Первая книга, написанная в этой области, принадлежит перу Исхака ибн Хунайна. Книги мусульманских ученых, посвященные этой сфере, вплоть до восемнадцатого века являлись первыми пособиями для европейцев.
Вместе с тем, мусульманские ученые показали свою искусность в лечении суставов и костей. В частности, найденный мусульманами метод исправления вывиха лопаток применяется и поныне.
Ибн Сина, совместив методы лечения горячей и холодной банями (ваннами), внедрил объединенный метод лечения попеременным приемом горячей и холодной ванн с некоторым перерывом в промежутке.
В средние века ар-Рази придумал использовать волос для зашивания в хирургических операциях.
Одной из величайших заслуг мусульманских ученых перед медицинской наукой является придуманный ими наркоз, применяемый перед хирургической операцией. Говорить, что это — дело итальянцев или других ученых, будет ошибкой.
Еще одним из всемирно значимых успехов мусульман в сфере медицины является то, что они выработали методы лечения умственных и психических болезней.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф из серии "Хадисы и жизнь", том 18, "Исцеление и рукйа"