1444 год 7 Джумадаул аввал (Джумадаул ула) | 2022 год 01 декабрь, четверг
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Исцеления и рукйа

Открытия мусульман в области медицины

23:06 / 05.01.2017 3763 Режим чтения + -


В хадисе, переданном от Абу Хурайры радияллаху анху великим нашим соотечественником имамом Бухари: «Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Какую бы болезнь ни ниспослал Аллах, поистине, Он ниспослал и ее исцеление».

Словами Муслима сказано следующее:

«Для каждой болезни существует снадобье. Когда снадобье найдет болезнь, она [болезнь] излечится с позволения Аллаха азза ва джалла».

С того самого дня, когда были сказаны слова из этого благородного хадиса, изложенное в нем значение уже превратилось в религиозное убеждение мусульман.

Каждый врачеватель-мусульманин, не переставая искал исцеления от любой болезни, прося помощи Всевышнего Аллаха. И каждый страдающий болезнью мусульманин, не теряя надежды, стремился к исцелению. Такое духовное состояние привело к тому, что мусульмане сделали невиданные доселе открытия в области медицины. Они считали неподобающим для себя демонстрировать свои открытия, хвастаться ими, удостаивать друг другу наградами и учреждать звания. Даже тогда, когда они совершали какое-нибудь великое открытие, они просто говорили: «По милости Всевышнего Аллаха сбылось то значение, что следовало из хадиса Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам».

Позже европейцы научились медицине у мусульман и в процессе анализа и комментирования мусульманских книг, они многое приписали на свой счет. Некоторые из них действовали искусным образом. Не говоря ни слова о том, что «такое-то открытие принадлежит мне, это принадлежит такому-то», они просто все записывали в своей книге. Читатели относили это открытие к тому, кто списал его у мусульман и записал в своей книге. А некоторые без стеснения открытия мусульман выдавали за свои.

Однако пришло время и завеса поднялась. Некоторые представители нынешних мусульман, которые вследствие отдаления от своей религии отстали во всех отраслях, начали получать образование при европейцах. У своих наставников они научились их принципам работы, в том числе и анализу древних рукописей. Вот тогда и стали раскрываться многие секреты.

До 1924 года во всем мире считалось, что систему малого кровообращения открыли испанец Сарветос и англичанин Гарвей и доказали ошибочность теории Галена о кровообращении. Однако в том же 1924 году в этом вопросе произошла удивительная перемена.

В том году молодой ученый Абдул Мунъим ат-Тантави защитил в германском университете Фрайнбург свою докторскую диссертацию на немецком языке. Эта его научная работа поразила всех. В своей научной работе Абдул Мунъим ат-Тантави утверждал, что ученым, доказавшим ошибочность теории о кровообращении Галена и открывшим систему малого кровообращения были не Сарветос и Гарвей, а мусульманский ученый по имени Ибн Нафис. Согласно утверждению ат-Тантави Ибн Нафис совершил это открытие на четыреста лет раньше Сарветоса и Гарвея.

Ученые, обсуждавшие эту научную работу, от подобной смелости схватились за голову. Неужели весь мир с 1616 года пребывал в заблуждении, считая, что это открытие принадлежит Сарветосу и Гарвею? Ведь это же посягательство на научный аманат – неприкосновенность научных достижений! Однако нужно было еще что-то ответить этому египтянину, который непоколебимо защищал свою позицию, полагаясь на обоснованность своего мнения научными аргументами и доказательствами. Они перестали обсуждать научную работу и приступили к разбору рукописей. К ним присоединились и другие ученые, узнавшие об этой новости. Из всех рукописей были отобраны и тщательно изучены те, которые имели непосредственное отношение к вопросу. В конце концов ученые признали, что утверждение Абдул Мунъима ат-Тантави является верным, что теория Галена о кровообращении ошибочна, и что систему малого кровообращения действительно открыл ученый Ибн Нафис.

А теперь позвольте упомянуть некоторые открытия мусульманских ученых, которые являются лишь каплей из океана их научного наследия.

В области хирургии мусульмане смогли сделать то, чего не смог сделать никто другой. В этой сфере они оказали беспримерную услугу всему человечеству.

Умерший в 1113 году знаменитый андалусский хирург Абул Касым аз-Захрави ввел новшества не только в сфере хирургии, но и в области лечения ран, измельчения камней во внутренних органах и проведения хирургических операций.

Этот мусульманский хирург за семьсот лет до английского ученого Персивала Потта хорошо знал о воспалении суставов и о позвоночном туберкулезе. Однако эта болезнь позже почему-то получила название по имени Потта.

Аз-Захрави также совершил множество открытий в сфере гинекологии. В частности, он является тем самым ученым, который первым решил вопрос о том, что нужно делать в случае продольного расположения плода при родах. Сегодня один из таких методов носит название по имени штутгартского ученого Фольшера (1856–1935).

Мусульмане достигли огромных успехов и в области лечения глазных болезней. Их научные соискания явились причиной появления целой науки под названием басорийат (досл. «наука о глазах»). Первая книга, написанная в этой области, принадлежит перу Исхака ибн Хунайна. Книги мусульманских ученых, посвященные этой сфере, вплоть до восемнадцатого века являлись первыми пособиями для европейцев.

Вместе с тем, мусульманские ученые показали свою искусность в лечении суставов и костей. В частности, найденный мусульманами метод исправления вывиха лопаток применяется и поныне.

Ибн Сина, совместив методы лечения горячей и холодной банями (ваннами), внедрил объединенный метод лечения попеременным приемом горячей и холодной ванн с некоторым перерывом в промежутке.

В средние века ар-Рази придумал использовать волос для зашивания в хирургических операциях.

Одной из величайших заслуг мусульманских ученых перед медицинской наукой является придуманный ими наркоз, применяемый перед хирургической операцией. Говорить, что это — дело итальянцев или других ученых, будет ошибкой.

Еще одним из всемирно значимых успехов мусульман в сфере медицины является то, что они выработали методы лечения умственных и психических болезней.

 

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф из серии "Хадисы и жизнь", том 18, "Исцеление и рукйа"


Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Источник
islam.uz
Статьи по теме
Там, где есть медицина, разумеется, есть и фармакология. По мере развития медицины, развивается и фармакология. Потому как они тесно связаны между собой. Когда читать полностью

4276 23:07 / 05.01.2017
ВВЕДЕНИЕДа будут восхваления Аллаху, Пречист Он, Всевышний Да пребудут благословения и приветствия Аллаха Пророку МухаммадуВзывая о помощи к Всевышнему Аллаху и читать полностью

3424 23:08 / 05.01.2017
Именно для сохранения здоровья в Исламе налажено облегчение, откладывание или вовсе прощение ибадатов, установленных Всевышним Аллахом как читать полностью

3045 23:10 / 05.01.2017
Самым важным, что сделано в Исламе для сохранения здоровья, является предписание запретности ndash объявление харамом ndash всего того, что причиняет вред здоровью. К читать полностью

2993 23:09 / 05.01.2017
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Я студент Университета мировых языков в Ташкенте, обучаюсь в факультете корейской филологии. Учитель корейской литературы требует читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум 1 Позволительно ли мне возглавлять таравихнамаз при совершении его дома с младшим братом, если я не могу соблюдать пост2 Позволительно ли читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы создали программу, оповещающую о наступлении времени намаза. Хвала Всевышнему Аллаху, программа стала довольно популярной за короткий читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум, уважаемая коллегия .Спросите людей зикра, Да одарит вас Аллах благодатью. Наставники, мы, несколько человек, собираемся и совершаем читать полностью