Под «совершением рукйа» подразумевается прошение защиты чтением аятов из Книги Всевышнего Аллаха – Куръана, произнесением имен Всевышнего Аллаха, молитв, переданных от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
В изучаемом нами вопросе о совершении рукйа существуют некоторые разногласия.
Некоторые группы людей, чрезмерно впечатленные современными переменами, пытаются искоренить само понятие рукйа, утверждая при этом, что «в шариате рукйа не существует, а посему следует уделять внимание только медицине». Такая позиция является преувеличением.
Другая же категория людей, напротив, твердит о том, что «исцеление всецело заключено в рукйа, которой можно вылечить любую болезнь». Они также допускают преувеличение.
Каждая из сторон в поддержку своей позиции по-своему истолковывает аяты Куръана, своеобразно поясняет благородные хадисы Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
В действительности же, если полноценно и тщательно изучить аяты и хадисы, касающиеся этого вопроса, то выяснится, что в этом деле просто нужно соблюдать умеренность.
Болезни, относящиеся к сфере медицины, нужно лечить посредством медицины. Болезни, относящиеся к сфере рукйа, следует лечить посредством рукйа, и притом совершать рукйа нужно в отношении тех людей, чье состояние действительно требует рукйа.
Кстати, нужно отметить, что и современная медицина, после долгого игнорирования, сегодня уже признала рукйа, хотя называет это не «рукйа», а «лечением психики».
Научные исследования доказали, что для излечения страдающего недугом больного, для эффективности применяемого в его отношении лечения требуется, чтобы его психологическое состояние, его вера в исцеление (ихлас) были соответствующими.
Сегодня работает много психологов – специалистов, которые разбираются в психологии людей, дают им различные советы, в частности, рекомендуют слушать музыку, не думать о бесполезных вещах и дают прочие рекомендации, направленные в целом на укрепление психического состояния человека, привитие ему оптимизма.
Давайте сами подумаем, разве может быть в этом вопросе более сильное психологическое воздействие, чем призыв просить Всевышнего Аллаха об исцелении искренне, быть уверенным в том, что Аллах несомненно даст исцеление?
Разве может быть более сильное психологическое воздействие, чем совершение по отношению к самому себе рукйа посредством чтения Книги Всевышнего Аллаха или просьба о совершении рукйа по отношению к богобоязненному правоверному, который стал мастером в этом деле?
Разве может быть более сильное психологическое воздействие, чем при личном вознесении или вознесении за вас кем-либо другим молитв, которые возносил Пророк саллаллаху алайхи васаллам?
Именно поэтому мы говорим: «Совершение рукйа – возможно и реально, но только это должно происходить в указанных шариатом рамках и объемах, указанными шариатом способами».
В пользу того, что рукйа действительно возможно, улемы приводят следующий аят:
«И ниспосылаем Мы из Куръана то, что – исцеление и милость для верующих»(Сура «Исра», аят 82).
Улемы утверждают, что слово «исцеление» в этом аяте воплощает в себе смысл как физического, так и духовного исцеления.
В хадисе, переданном имамом Ибн Маджа от Али радияллаху анху, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Лучшее лекарство – Куръан».
И к тому же существует множество хадисов о рукйа. Именно поэтому все мухаддисы во всех своих сборниках хадисов приводили эти хадисы под заглавием «Книга исцеления и рукйа». Ибо оба эти вопроса тесно взаимосвязаны между собой.
Теперь, прося помощи Всевышнего Аллаха, приступим к рассмотрению хадисов о рукйа.
Передается от Ауфа ибн Малика радияллаху анху:
«Мы делали рукйа во времена джахилии. Так, мы сказали:
– О Посланник Аллаха, что скажете об этом?
Он сказал:
– Покажите-ка мне вашу рукйа. Нет в рукйа ничего плохого, если в ней нет ширка».
Передали Муслим и Абу Давуд.
Пояснение: Из слов Ауфа ибн Малика радияллаху анху: «Мы делали рукйа во времена джахилии» – можно понять, что до прихода Ислама совершение рукйа было распространенным явлением. В то время почти всё, что относилось к здоровью, было связано с рукйа. Медицина едва ли не утратила свой статус. Что же касается рукйа, то она совершалась преимущественно служителями языческих молелен и была превращена в одну из распространенных разновидностей совершения ширка в отношении Всевышнего Аллаха.
Именно поэтому у людей, ознакомившихся уже с начальными требованиями учения Ислама, возникала мысль, что все это неправильно. Исходя именно из этого люди спросили Пророка саллаллаху алайхи васаллам:
«О Посланник Аллаха, что скажете об этом?»
Он же сказал им:
«Покажите-ка мне вашу рукйа. Нет в рукйа ничего плохого, если в ней нет ширка».
Следовательно, основным условием для совершения рукйа является категорическое отсутствие в ней ширка по отношению к Аллаху.
2608. Передается от Джабира радияллаху анху:
«Одного из нас ужалил скорпион. Тогда мы были вместе с Пророком саллаллаху алайхи васаллам. Один человек сказал:
– О Посланник Аллаха, совершить ли мне рукйа?
– Кто из вас способен принести пользу своему брату, пусть делает, – сказал он».
Пояснение: Из этого вытекает допустимость совершения рукйа при укусе скорпиона.
2609. Передается от него же:
«У меня был дядя (по матери) . Он совершал рукйа при укусе скорпиона. Так, пришел Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, а он сказал:
– О Посланник Аллаха! Вы отвратили от совершения рукйа. А я совершаю рукйа от укуса скорпиона.
Он саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Кто из вас способен принести пользу своему брату, пусть делает».
Оба передал Муслим.
Пояснение: В этом хадисе подтверждается смысл предыдущей передачи. Раз допустимо совершение рукйа при укусе ядовитых животных, так что же нужно читать при этом? Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы снова обратимся к благородным хадисам Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
(Продолжение следует)