Также в Исламе предписано харамом проявлять скупость, употребляя меньше положенной нормы пищи, требуемой для сохранности здоровья и недопущения заболевания.
«Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он вывел для Своих рабов, и благое из удела?» (Сура «Аъроф», аят 32).
Этот аят ниспослан, чтобы возвестить о неверности поступков арабов-многобожников, которые совершали таваф Каъбы без одеяния, не питались как следует во время совершения хаджа, утверждая при этом, что это является повелением Аллаха. Посредством этого возвещения в аяте заключено обращение к неверным всех времен.
Поскольку Всевышний Аллах сделал для Своих рабов те же самые одежды (их ношение) халалом, значит, никто не может запретить это – сделать их харамом. Также, раз Аллах сделал чистые блюда пропитанием для Своих рабов, то никто не может объявить их харамом. Для кого же быть предназначенными нарядным одеяниям и чистой пище, как не для верующих?! В этом материальном мире к пользованию этими средствами существования могут присоединиться и другие, помимо верующих. Однако в ахирате - мире конечном, как утверждается в этом аяте, нарядная одежда и чистая пища будет предназначена исключительно верующим мусульманам.
Всевышний Аллах никогда не сделает красивую одежду и чистую еду харамом для тех, кто уверовал в Него Сущего. Кто станет поступать вопреки этому учению, не употребляя дозволенные (халал) блюда, и тем самым причинит вред своему здоровью, тот будет грешным.
Всевышний Аллах в суре «Маида» сказал:
«О вы, которые уверовали! Не сочтите недозволенным благое, что дозволил Аллах вам, и не превышайте предел. Поистине, Аллах не любит превышающих предел! И ешьте из того, чем наделил вас Аллах дозволенным-благим. И бойтесь Аллаха, в Которого вы – верующие!» (аяты 87–88).
Совершенно ясно то, что дозволенное Всевышним Аллахом чисто и полезно. В этих аятах утверждается, что нельзя выносить решение (хукм), объявляя харамом эти самые чистые и дозволенные вещи. Потому что выносить решение о том, что дозволено, а что нет, может только Сам Всевышний Аллах. Кто назовет харамом дозволенное Аллахом или сочтет халалом запрещенное Аллахом, тот станет неверным (кафир). Ведь тем самым такой человек как бы посягает на то, чтобы быть сотоварищем Аллаху в Его божественном сифате (качестве) – сифате учреждать шариатские положения. Также будет неправильным и то, если кто-то выносит такие решения в отношении только себя и тем самым пытается повысить свою религиозность. Такие поступки считаются смятением в религии, то есть превышением пределов. Причина ниспослания рассмотренного аята подчеркивает эту мысль.
Имам Ибн Джарир Табари передал следующее:
«Однажды Пророк саллаллаху алайхи васаллам сидя проповедовал людям, но устрашать не стал лишний раз. Затем он встал и ушел. Тогда некоторые из его сахабиев сказали:
«Если мы не будем делать что-либо новое, что мы за люди тогда? Христиане запретили для себя множество вещей, так давайте и мы сделаем для себя запретное». Некоторые из них объявили для себя харамом употребление мяса, а другие сочли харамом употребление мяса выше ляжки. Третьи запретили себе есть днем, а другие сделали для себя запретными женщин.
Когда весть об этом дошла до Пророка саллаллаху алайхи васаллам, он сказал:
«Что сталось с теми, кто сделал для себя запретными женщин, еду и сон?! Да будет вам известно, я и сплю, и бодрствую, и держу пост, и бываю в разговении. Беру себе в жены женщин. Кто станет оттягивать себя от меня, тот не из меня (не из нас)». И тогда Всевышний Аллах ниспослал следующий аят:
«О вы, которые уверовали! Не сочтите недозволенным благое, что дозволил Аллах вам, и не превышайте предел».
Пытаться сделать большее, чем предписал то Всевышний Аллах, считается посягательством на дозволенные Им границы и грехом так же, как считается недостатком и грехом выполнение деяний меньше того, что определил Аллах.
Согласно этому правилу, счесть для себя харамом то, что сделал халалом Всевышний Аллах, и тем самым пытаться как бы приблизиться к Аллаху также грешно. Ибо единственным обладателем права объявлять вещи халалом или харамом является Всевышний Аллах и никто другой.
Наряду с этим, учитывая вредность для здоровья, в Исламе также предписан харамом чрезмерный прием пищи.
Всевышний Аллах в суре «Аъроф» говорит:
«…И ешьте, и пейте, и не расточительствуйте. Поистине, Он не любит расточительных!» (аят 31).
Некоторые безнравственные люди пытаются выставить верхом набожности отказ от приема хорошей пищи. Всевышний Аллах резко осуждает тех, кто удерживает себя от вкусной еды, употребляя некачественную пищу, так же, как и осуждает тех, кто, будучи рабом своего желудка, всегда озабочен поиском только вкусной еды. У многобожников-арабов существовала традиция отказа от хорошей еды в сезон хаджа. Этот аят также порицает и этот обычай.
«Ешьте, и пейте, но не расточительствуйте. Поистине, Он не любит расточительных!»
Есть и пить не считается греховным, грешно излишествовать, расточительствовать.
В предании имама Бухари Абдуллах ибн Аббас радияллаху анху сказал так:
«Если две черты – гордость и расточительство – не станут вести тебя к прегрешениям, ешь, что хочешь, пей, что хочешь».
К сожалению, некоторые люди считают разнообразие яств и обилие пищи основным критерием благополучия жизни.
Люди у нас под продовольственным расточительством понимают выбрасывание недоеденных продуктов. В сущности это верно. Однако съедать больше требуемого тоже является расточительством. Тем не менее мусульманину также не подобает превращаться и в раба своего желудка, предаваясь еде и питью.
В хадисе, переданном имамом Ахмадом ибн Ханбалом и имамом Тирмизи от Микдама ибн Маъдийкариба ал-Кинди радияллаху анху, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Наихудшей посудиной, наполняемой человеческим дитятей, является живот. Человеку достаточно той пищи, которая поддержит его стан. Но если очень надобно, то треть [желудка] – для его еды, треть – для его питья и треть – для его воздуха».
Сегодня уже очевидно вредное воздействие на здоровье человека излишнего до расточительства употребления еды. В основе многих заболеваний наших дней лежит именно это излишество. Эту истину осознали даже далекие от Куръана иноверцы. В древности один из иудеев сказал одному из мусульман следующее: «В половине аята вашего Куръана вмещена вся наука о медицине», и прочитал вышеприведенный аят: «Ешьте, и пейте, но не расточительствуйте. Поистине, Он не любит расточительных!»
К великому огорчению, многие из нас, причисляя себя к людям Куръана, никак не постигнут эту истину. Ислам, придерживающийся умеренности во всех сферах, требует быть умеренным и в вопросах питания и одеяния.