(РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ)
Запрет на переутомление организма
В Исламе запрещается переутомлять свой организм. Даже если причиной такого переутомления является совершение ибадатов – поклонений. Например, шариат выступает против того, чтобы люди, совершая чрезмерно большое количество нафл-намазов, переутомляли свое тело. Потому что это может негативно сказаться на здоровье. Точно так же не допускается чрезмерно много раз держать нафл-пост и тем самым изнурять себя.
В хадисе, переданном имамом Бухари и имамом Муслимом от Анаса радияллаху анху, сказано так:
«Группа из трех человек пришла домой к супруге Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, спрашивая о его ибадатах. Когда их известили об этом, ибадаты Пророка саллаллаху алайхи васаллам им показались недостаточными и они сказали: «Где Пророк саллаллаху алайхи васаллам, а где мы. Ему-то все предыдущие и последующие грехи прощены».
Один из них сказал:
– Я теперь всегда буду ночами совершать намаз.
Второй сказал:
– Я буду всегда держать пост, не стану разговляться.
А третий добавил:
– Я буду сторониться женщин и никогда не женюсь.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, подойдя к ним, сказал:
– Говорили ли вы то-то и то-то? Клянусь Аллахом, самым богобоязненным из вас являюсь я, и самый благочестивый в деяниях из вас тоже я. Тем не менее я соблюдаю пост и пребываю в разговении. Совершаю намаз и сплю. А также вступаю в брак с женщинами. Кто отдаляется от моей сунны, тот не из меня».
Таким образом были отменены клятвы об отказе от употребления продуктов, которые Аллах предписал как халал, сделав их для себя харам – запретным, либо вменение себе в обязанность нафл-ибадатов до такой степени, что они переутомляют организм. Также было подчеркнуто, что никто не имеет права счесть харамным то, что Всевышний Аллах сделал халал – дозволенным.
Имам Бухари и имам Муслим передают от Абдуллаха ибн Амра радияллаху анху следующее:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам мне сказал:
– Как меня известили, ты, оказывается, бодрствуешь по ночам, а днями постишься?
– Безусловно, я поступаю именно так, – ответил я.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Если ты будешь делать так, твои глаза ослабеют, и для твоего нафса это будет обременительным. Несомненно, правами на тебя обладают и твой нафс, и твои близкие. Так и постись, и разговляйся. Бодрствуй и ложись спать».
В этом хадисе Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам призывает Абдуллаха ибн Амра радияллаху анху, а через него всю умму быть бережливым на практике и совершать хорошие деяния продолжительно, пусть даже это будет в малом количестве.
Причиной приведенных в этом хадисе высказываний Пророка саллаллаху алайхи васаллам было событие, имевшее место при его жизни.
Отец Абдуллаха ибн Амра женил его на одной красивой девушке из племени Курайш. А жених, оставив без внимания невесту, предался ибадатам, совершая намаз ночами и постясь днями. Отец Абдуллаха добрыми советами отговаривал его от этого. Предавшийся же ибадату сын по своему юношескому обольщению не прислушался к наставлениям отца и продолжал настаивать на своем, совершая намаз по ночам и постясь днем, не уделяя при этом внимания своей семье. Тогда отец, оказавшийся в безвыходном положении, пожаловался на это Пророку саллаллаху алайхи васаллам. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам позвал к себе Абдуллаха ибн Амра радияллаху анху и сказал:
«Как меня известили, ты, оказывается, дни проводишь постясь».
Из этих слов Пророка саллаллаху алайхи васаллам следует извлечь урок, как обращаться с молодыми людьми, предавшимися обольщению ибадатом. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не накричал на него и не сказал: «Твой отец пожаловался на тебя». Он начал разговор так, словно о поклонениях Абдуллаха ему стало известно от неопределенного лица. В его словах не замечалось даже намека на критику. Именно поэтому Абдуллах ибн Амр, осмелев, ответил:
«Безусловно, я так и поступаю».
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, получив подтверждение касательно жалобы на Абдуллаха ибн Амра с его же слов, постепенно перешел к наставлению:
«Если ты будешь делать так, твои глаза ослабеют, и для твоего нафса это будет обременительным».
То есть если ты будешь продолжать совершать молитвы на протяжении всех ночей, а днем поститься, это нанесет вред твоему здоровью: ухудшится твое зрение, постоянное совершение нафл-намазов станет обременительным для твоего нафса. А это приведет к плохим последствиям. И ты перестанешь хотеть совершать ибадат.
«Несомненно, правами на тебя обладают и твой нафс…».
То есть ты в долгу перед своим нафсом. Ты должен удовлетворять его в дозволенной мере. В противном случае ты поступишь вопреки природе, которую заложил Всевышний Аллах при твоем сотворении.
«…и твои близкие».
То есть у тебя есть обязательства и перед членами своей семьи, в этом отношении они обладают правами на тебя. Эти обязательства ты тоже должен выполнять, что также является твоим долгом по шариату.
Здесь, в примере с Абдуллахом ибн Амром, речь идет о его жене. По обязательствам жена тоже обладает правами на своего мужа. Раз супруги ведут совместную семейную жизнь, то мужчина должен выполнять свои обязательства мужа. Мусульманину не подобает оставлять жену без внимания, предаваясь намазу и посту.
«Так и постись, и разговляйся».
То есть раз у тебя есть сильное желание держать нафл-посты, можешь поститься, но в меру – также и разговляйся.
«Бодрствуй и ложись спать».
То есть если ты так сильно желаешь совершать намазы, бодрствуя по ночам, это хорошо, но делай это также в меру. Временами и ложись спать, так как это тоже необходимо.
Будет уместным отметить, что в хадисах этой главы и в других схожих с этими хадисах речь идет о нафл-ибадатах. Ибо в отношении ибадатов категории фард и ваджиб (т. е. обязательных и долженствующих поклонений) не может быть речи о сокращении и выполнении в меньшем количестве. Нельзя говорить, что буду совершать из пятиразового намаза всего четыре или же держать половину предписанного срока поста. В примере с Абдуллахом ибн Амром радияллаху анху речь идет о нафл-намазах, совершаемых во время бодрствования по ночам, и нафл-постах.
.