О совершении рукйа (часть 8)
Рукйа Куръаном и допустимость вознаграждения за нее
(продолжение)
И на небесах, и на земле первый грех – первое проявление ослушания по отношению к Аллаху – был совершен из зависти, по причине хасада. Шайтана по имени Иблис жгла зависть к Адаму – оттого что Аллах даровал первому человеку высокое положение. Иблис не подчинился повелению Аллаха. Не пал ниц в саджду перед Адамом, ослушался своего Господа. В результате Аллах прогнал Иблиса из рая и будет проклинать его Своим проклятьем до самого Судного дня.
Первое проявление ослушания на земле произошло по причине зависти – хасада Кабила к Хабилу (Каина к Авелю), так как Аллах принял жертвоприношение от Хабила, а от Кабила – нет.
Хасад (зависть) – чрезвычайно большой грех и представляет собой великое горе, взвалившееся на плечи народа. Хасад приносит несчастье не только одному человеку, но и всему обществу. Зависть сеет среди людей рознь, вражду, ненависть, по причине зависти происходят и другие скверные явления в обществе. Поэтому Великий Аллах, говоря о других проявлениях зла обобщенно, на зависти останавливается особо, отдельно указывая в Куръане на испрашивание убежища у Него Самого от зла хасада.
Сура «Наас» ("Люди")
Ниспослана в Мекке. Состоит из 6 аятов.
Это – последняя сура Священного Куръана, и она названа «Наас» от слова первого аята. Арабское слово наас означает «люди».
Эта сура отображает борьбу между добром и злом. Вместе с тем она призывает держаться подальше от зла и просить помощи у Аллаха, дабы одержать над ним победу.
Бисмиллахир Рахманир Рахим
(Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!)
1. «Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей,
2. Царя людей,
3. Бога людей,
4. От зла искусителя, исчезающего,
5. Который наущает в груди людей,
6. [Который] из джиннов и людей!»
Чтобы был понятен смысл перевода аятов суры «Наас», мы изложили суру целиком и, прося помощи у Аллаха, приступаем к толкованию их по отдельности.
«Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей».
То есть прошу убежища, защиты у Господа людей.
Слово «Господь» является переводом арабского слова Робб. Слово «Робб», являясь определяющей чертой – сифатом Аллаха, вобрало в себя множество значений, в том числе такие, как Создатель, Воспитатель и Распорядитель… Он – Создатель, сотворивший человека, ранее не существовавшего. Он – Воспитатель, взрастивший человека и одаривший его различными благами. Он – Распорядитель, руководящий всеми делами во всех мирах. Хотя Аллах является Господом всех миров и всех существ, но в этом аяте Он называется Господом людей для того, чтобы возвеличить человека и выказать ему почет. Всевышний Аллах создал все сущее для людей. Он дал им разум, знания, Книгу и шариат. Он повелел ангелам совершить саджду перед человеком. Следовательно, человек – лучший, достойнейший среди других существ.
«Царя людей».
То есть ищу убежища, защиты у Царя людей.
Аллах – Царь и Владыка всех людей. Владычество Аллаха – полноценно, всеобъемлюще и совершенно. Именно поэтому Всевышний Аллах сполна руководит жизнью людей, делает действенным Свое волеизъявление. Следовательно, искать убежища и защиты, просить о помощи можно и нужно только у Него Самого.
«Бога людей».
То есть ищу защиты у единственного, Единого Божества, достойного поклонения людей.
Да, лишь Сам Всевышний Аллах – Единый и единственный Бог, достойный поклонения людей. Следовательно, люди должны просить помощи, искать защиты и убежища только у Него Самого.
Выдающийся ученый Исмаил ибн Касир пишет об этих трех аятах следующее: «Эти три аята – отражение трех сифатов Господа: Господства, Царственности, Божественности. Он – Господь, Владыка (Царь) и Бог всего сущего в мире. Всё на свете – Его создание, и всё принадлежит Ему. А посему велено просить защиты и спасения у Того, Кто является обладателем этих черт (сифатов)».
Дальше, в последующих трех аятах, указывается, от чего плохого следует искать защиты и убежища у наделенного указанными качествами Всевышнего Аллаха.
«…от зла искусителя, исчезающего».
Слово «искуситель» в данном аяте обозначает шайтана (дьявола). Когда человек вспоминает Господа, шайтан убегает и прячется, поэтому здесь и говорится «искусителя, исчезающего». Вместе с тем, как только человек забывает о своем Господе, шайтан тут же появляется и начинает подвергать человека васвасе – искушать.
В хадисе, переданном ал-Хафизом ал-Мусили, сказано: «Поистине, шайтан приставляет свой нос к сердцу человека. Как только человек вспоминает своего Господа, шайтан скрывается. Как только человек забывает своего Господа, шайтан завораживает его сердце и начинает искушать».
«…который наущает в груди людей».
В аяте говорится, что шайтан подвергает искушению сердца людей. Что такое искушение шайтана, известно каждому. Он сбивает человека с пути истины, завлекает его – представляет сердцу человека красивым совершение греховных деяний, последование за собой, ослушание Всевышнего Аллаха.
«…[который] из джиннов и людей».
Этот аят является доказательством того, что шайтан может быть как из людей, так и из джиннов. Праведный, мусульманин должен всегда просить у Аллаха защиты от искушения (васваса), зла как шайтана-джинна, так и шайтана-человека.
Джинн-искуситель не так страшен, как искуситель-человек. Если тебя искушает джинн, то его можно отвратить, попросив помощи и защиты у Аллаха, прочитав молитвы, в частности, эту и предыдущую суры. Но когда искушает человек, это очень опасно.
Имам Бухари передает от матери правоверных Аиши радияллаху анха:
«Каждый раз, укладываясь спать, Пророк саллаллаху алайхи васаллам читал суры «Кул хуваллоху ахад», «Кул аъуузу бироббил фалак» и «Кул аъуузу бироббиннаси», дул себе в ладони и проводил ими по телу, затем ложился».
Суры «Фалак» и «Наас» неразрывно связаны друг с другом. Они были и ниспосланы одновременно, часто упоминаются и читаются вместе. Эти две суры вместе называются муъаввизатани – «Две просящие о защите», так как обе суры начинаются с одних и тех же слов «аъуузу» – с воззвания о защите.
«Муъаввизатани» упоминаются вместе и в хадисах Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
В хадисе, переданном имамом Бухари, имамом Муслимом и имамом Абу Давудом, Мать правоверных Аиша радияллаху анха сказала так:
«Когда Пророк саллаллаху алайхи васаллам болел, он всегда читал муъаввизатани и дул на себя, то есть совершал рукйа. Когда его болезнь усиливалась, эти суры читала я и гладила его тело его же рукой, в надежде на ее благодать».
Имам Муслим и имам Тирмизи передают от Укбы ибн Амира радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Знаешь ли ты, какие аяты были ниспосланы мне в эту ночь? Они бесподобны. Это – «Кул аъуузу бироббил фалаки», «Кул аъуузу бироббиннааси».
Имам Абу Давуд и имам Насаи передают от Укбы ибн Омира радияллаху анху:
«В пути я вел верблюда Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Он сказал:
– О Укба, научить тебя двум лучшим сурам? – и научил меня сурам «Кул аъуузу бироббил фалаки» и «Кул аъуузу бироббиннаси».
Имам Абу Давуд и имам Насаи передают от Укбы ибн Амира радияллаху анху другой хадис:
«Я шел вместе с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам [по дороге] между ал-Джухфа и ал-Абваъ. Нас внезапно настиг дождь и наступивший мрак. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам стал молиться о помощи Аллаху посредством муъаввизатани и сказал:
– О Укба, проси спасения ими [у Аллаха], ни один проситель не просил ничем лучшим, чем они.
Затем я слышал, как он, будучи нам имамом, читал их обе в намазе».
.