О совершении рукйа (часть 9)
Рукйа Куръаном и допустимость вознаграждения за нее
(продолжение)
2626. Передается от него же:
«Группа из числа сподвижников Пророка саллаллаху алайхи васаллам отправилась в путь в один из своих походов. Они остановились в одном из арабских поселений и попросили угостить их, а те отказались угостить их. В этот момент главу этого поселения ужалил скорпион. Люди сделали все, что могли. Ничего не помогло. Тогда некоторые из них сказали:
– Если пойдете к той прибывшей группе, может быть у кого-нибудь из них есть что-нибудь.
Они подошли к ним и сказали:
– Поистине, нашего предводителя ужалил скорпион. Мы испробовали все, что могли. Ничего не помогло. Есть ли у кого-нибудь из вас что-либо?
Один из них сказал:
– Есть. Клянусь Аллахом, поистине, я действительно делающий рукйа. Но, клянусь Аллахом, мы ведь попросили угостить нас, а вы не угостили. Я не сделаю вам рукйа, пока не назначите нам вознаграждение.
Они договорились на несколько овец. Он отправился и стал совершать рукйа, читая «Алхамду Лиллахи Роббил ъаламийн». Больной задвигался, будто отвязался с привязи. Он стал похаживать, словно боли и не было. Он сказал:
– Дайте им сполна то, о чем вы договаривались с ними.
Некоторые из них сказали:
– Поделитесь между собой.
Но совершивший рукйа человек сказал:
– Ничего не делайте, пока мы не прибудем к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и не расскажем все, что было. Посмотрим, что он нам прикажет.
Когда они пришли к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, то упомянули ему о том. Так он сказал:
– Что тебе дало знать, что это является рукйа? Вы правильно поступили. Поделитесь между собой. Выделите и мне долю».
В другом предании:
«…Так, некоторым из них это не понравилось. Они упрекнули его, сказав, мол, ты взял плату за Книгу Аллаха. Когда они достигли Медины, то сказали:
– О Посланник Аллаха! Он взял плату за Книгу Аллаха.
Он саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Поистине, самое достойное из того, за что вы взимаете плату, – Книга Аллаха азза ва джалла».
Передали пятеро.
Пояснение: Ранее мы уже приводили этот хадис в пояснении другого хадиса и вкратце высказывали некоторые соображения. Теперь, волею Всевышнего Аллаха, можем детально рассмотреть этот хадис.
Этот благородный хадис передан великим сахабием Абу Саъидом ал-Худри радияллаху анху. Главным действующим лицом в этой истории, предводителем группы сахабиев и совершившим упомянутую рукйа также является именно сам Абу Саъид ал-Худри.
«Группа из числа сподвижников Пророка саллаллаху алайхи васаллам отправилась в путь в один из своих походов».
Эта группа, отправившаяся в путь, состояла из тридцати человек.
«Они остановились в одном из арабских поселений и попросили угостить их, а те отказались угостить их».
Как утверждается в других передачах этого хадиса, это поселение располагалась в месте, где была в достатке вода. Однако его жители были скупыми. Несмотря на то, что нуждающиеся путники попросили принять и угостить их, жители отказались давать им что-либо.
«В этот момент главу этого поселения ужалил скорпион. Люди сделали все, что могли. Ничего не помогло».
Неудивительно, если Всевышний Аллах сделал так, дабы проучить скупое племя, которое не оказало любезности сахабиям. При виде того, как их предводитель мучается, даже их скупость не смогла стать преградой, и они решили обратиться за помощью к группе сподвижников:
«Тогда некоторые из них сказали:
– Если пойдете к той прибывшей группе, может быть у кого-нибудь из них есть что-нибудь».
Да, оказавшись в безвыходном положении, они отложили в сторону свою гордость.
«Они подошли к ним и сказали:
– Поистине, нашего предводителя ужалил скорпион. Мы испробовали все, что могли. Ничего не помогло. Есть ли у кого-нибудь из вас что-либо?»
То есть нет ли среди вас кого-нибудь, кто знает средство против укуса скорпиона.
«Один из них сказал:
– Есть. Клянусь Аллахом, поистине, я действительно делающий рукйа. Но, клянусь Аллахом, мы ведь попросили угостить нас, а вы не угостили. Я не сделаю вам рукйа, пока не назначите нам вознаграждение».
Этим человеком был сам Абу Саъид ал-Худри радияллаху анху. Но из скромности не посчитал подобающим назвать себя, передавая этот хадис. Он обошелся со скупыми людьми адекватно – напомнил местным людям то, что они поскупились, когда их попросили предоставить пищу проголодавшимся путникам. Таким образом, между ними начались переговоры. Одна сторона сказала одно, другая – другое, и в конце концов…
«Они договорились на несколько овец».
Согласно другим преданиям, они договорились на тридцать голов овец. Абу Саъид ал-Худри радияллаху анху обязался совершить рукйа для главы поселения, которого ужалил скорпион. За эту услугу местное племя должно было предоставить тридцать голов овец.
«Он отправился и стал совершать рукйа, читая «Алхамду Лиллахи Роббил ъаламийн».
После достижения договоренности Абу Саъид ал-Худри начал совершать рукйа для предводителя поселения. Его рукйа состояла из чтения суры «Фатиха». Не успел он закончить рукйа, как…
«Больной задвигался, будто отвязался с привязи».
Лежавший только что при смерти глава племени сразу же окончательно выздоровел, как только Абу Саъид ал-Худри радияллаху анху совершил рукйа, читая суру «Фатиха». После моментального выздоровления скупого предводителя охватила щедрость.
«Он стал похаживать, словно боли и не было. Он сказал:
– Дайте им сполна то, о чем вы договаривались с ними».
Радуясь выздоровлению своего предводителя, люди племени передали им тридцать овец согласно договору. А неожиданно обретшие такое количество овец сподвижники стали совещаться о том, что делать с ними.
«Некоторые из них сказали:
– Поделитесь между собой».
То есть члены группы сподвижников сказали: «Давайте поделимся между собой, ведь племя же само их дало, своим согласием».
«Но совершивший рукйа человек сказал:
– Ничего не делайте, пока мы не прибудем к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и не расскажем все, что было. Посмотрим, что он нам прикажет».
Потому что до этой поры никто еще не получал платы за совершение рукйа чтением суры из Куръана при укусе человека скорпионом. И никто не знал, соответствует ли это действие положениям шариата или нет. О таких вещах следовало спросить у самого Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Абу Саъид ал-Худри радияллаху анху хорошо знал об этом. Поэтому он призвал своих собратьев не спешить в этом вопросе.
Согласно упомянутым в другой передаче сведениям, некоторые из сотоварищей Абу Саъида ал-Худри придерживались мнения, что нельзя получать плату за Куръан.
«…Так, некоторым из них это не понравилось. Они упрекнули его, сказав, мол, ты взял плату за Книгу Аллаха».
Они были не только против разделения овец, но и вообще против получения платы в таком деле. По предложению Абу Саъида ал-Худри радияллаху анху решение этого вопроса было отсрочено.
«Когда они пришли к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, то упомянули ему о том».
То есть они подробно рассказали о произошедшем.
«Так он сказал:
– Что тебе дало знать, что это является рукйа?».
То есть Пророк саллаллаху алайхи васаллам спросил Абу Саъида ал-Худри о том, кто его известил, что суру «Фатиха» читают при совершении рукйа. Из этого следует: до этого случая не было общеизвестным, что сура «Фатиха» читается для совершения рукйа. Затем, обращаясь к своим сподвижникам, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Вы правильно поступили. Поделитесь между собой. Выделите и мне долю».
То есть вы правильно поступили, что получили овец за рукйа.
В другой передаче сказано:
«Поистине, самое достойное из того, за что вы взимаете плату, – Книга Аллаха азза ва джалла».
Преобладающее большинство улемов, приняв эти слова Пророка саллаллаху алайхи васаллам за аргумент, утверждали, что «получение платы за чтение Священного Куръана допускается».
Некоторые улемы отмечают, что имам Абу Ханифа и имам Ахмад не присоединились к этому мнению.
Однако улемы ханафитского мазхаба отмечают, что имам Абу Ханифа сказал: «Недопустимо получение платы за обучение Куръану». Но он присоединяется к точке зрения о допустимости получения платы за совершение рукйа.
.